Чуть больше недели остаётся до заявленного администрацией Оренбурга срока запуска новой схемы движения пассажирского транспорта. Многострадальный документ начали готовить ещё четыре года назад, дважды переделывали и дважды откладывали. Впрочем, не исключено, что и в третий раз власти не уложатся до заявленной даты.
История вопроса
Конфликт между городскими властями и пассажирскими перевозчиками имеет давние корни. Его первопричина была заложена ещё в 2000-е годы, когда мэрия фактически отдала на откуп частным водителям вопрос перевозки пассажиров в Оренбурге. Поскольку денег на развитие муниципального транспорта не было, частники довольно быстро заняли прибыльную нишу и уже к 2015 году обслуживали 70% пассажиропотока. А к 2022 году эта цифра превысила 85%.
При этом частники шли по пути наилучшей рентабельности, закупая самые дешёвые и простые в обслуживании автобусы – ПАЗики старой модели 3205, разработанные в 70-е годы для сельской местности. Что категорически не устраивало городскую администрацию: транспорт должен быть лицом Оренбурга, однако ПАЗ-«колхозник» на эту роль никак не подходил.
Однако благие намерения обернулись настоящей войнушкой с привлечением органов ФАС, судебных тяжб и потока жалоб в прокуратуру.
«Не конкурс, а профанация!»
По планам горадминистрации ещё в 2021 году в Оренбурге должен был появиться 31 новый маршрут. При формировании новой сети перевозок также были учтены районы перспективной застройки: охвачено более 20 новых территорий, в том числе ЖК «Победа», ЖК «Дубки», ЖК «Гранд Парк», территория нового микрорайона, граничащего с Загородным шоссе и улицей Автомобилистов.
Но конкурс перевозчиков отменили и в 2021-м, и в 2022-м годах. В мэрии тогда царил кавардак: один глава города внезапно ушёл в отставку и избрался в Госдуму, второй только-только принял дела.
В итоге внедрение транспортной схемы перенесли на 1 июля 2023 года. И в апреле таки объявили долгожданный конкурс, вот только на момент подготовки номера в печать он так и не был отыгран. Перевозчики подали сразу несколько жалоб в региональное УФАС, настаивая на его незаконности.
Так, в частности, в условиях конкурса на ряде маршрутов прописаны такие условия, что невольно складывается впечатление: они создавались как «поддавуха» для муниципального предприятия и его 67 автобусов марки ЛиАЗ. Второй момент – чтобы победить в конкурсе, не обязательно иметь требуемые современные машины в наличии. Достаточно справку-обещание, что новые автобусы предприниматель купит как-нибудь потом. Получается, что действующие перевозчики, у которых уже есть базы и автопарки, будут конкурировать с «бумажными», у которых нет ничего, кроме «слова джентльмена».
Мэрия вносила на ходу изменения в конкурсную документацию, однако дата завершения конкурса – 21 июня, и пока ни один перевозчик на него не заявился. УФАС в ближайшие дни должно вынести вердикт: есть ли нарушения закона уже после всех исправлений. И если ответ будет положительным, то придётся всё начинать сначала. А это минимум ещё два месяца, и очередной – уже третий – срыв сроков начала работы новой автобусной схемы.