Неделю в Оренбурге пребывала привезенная из Нью-Йорка икона Пресвятой Богородицы Курская-Коренная «Знамение» - святыня Русской православной церкви заграницей, которую привез хранитель иконы викарий Восточно-Американской епархии. Корреспонденту «АиФ Оренбург» удалось побеседовать с епископом Манхэттенским Николаем Ольховскии. Он рассказал о том, как в США живет православное меньшинство.
У нас особая миссия
Людмила Максимова, «АиФ Оренбург»: Владыка Николай, расскажите, кто ваши пастыри и кто ваша паства?
Мы живем среди американцев. Это добрые, искренние, простые люди. Они приходят в православие. На английских литургиях часто бывают американцы, которые приняли православную веру. Иногда это происходит после брака на русской или русском. Многие люди, видя наши купола, интересуются, приветствуют нас и приходят.
Как жить в Америке? Не просто. Соблазны. В американских школах преподают не то, что раньше. Все постепенно менялось. Сейчас быть христианином не просто. Я считаю, что у нас особая миссия. Во-перых, охранять нашу паству: тех старых эмигрантов, которые уже родились в Америке, но все еще чувствуют себя русскими, а также новых эмигрантов, которые приезжают из бывшего Советского Союза, России, Украины, Белоруси, Сербии. Почему-то эти православные люди устраивают свою жизнь в Америке. А где они находят уют, покой и утешение? Конечно, в храме.
«Мои двери всегда открыты»
- Подобно этому мигранты с южных стран в Оренбурге находят свой дом и собратьев в мечетях. А у вас храм это место молитвы или обретения родины?
- Прежде всего, это место молитвы, спасения души, где можно участвовать в таинствах. Но, тем не менее, невольно прихожане там общаются между собой. Почти во всех приходах после служб бывает общая трапеза, где можно поговорить и поддержать друг друга. Вновь приезжающие находятся среди своих собраться и сестер, потихоньку вливаются в церковную жизнь. Кто-то помогает на клиросе, кто-то в алтаре, кто-то помогает убрать и украсить церковь перед праздником.
Одна из наших главных миссий сохранить молодежь от соблазнов. Сейчас непросто и не только в Америке. Искушения, неприятности и, прямо сказать, грех везде. Все знают, что мои двери всегда открыты - можно прийти пообщаться.
При синоде у нас есть духовная семинария, которая получила аккредитацию. Молодые люди участвуют в хоре. Я предлагаю в любое время устраивать спевки в нашем церковном зале.
В декабре, когда католики празднуют рождество, а у нас еще идет рождественский пост, мы устраиваем молодежные съезды в память преподобного Германа Аляскинского. Проходят богослужения, лекции, спевки, беседы. Часто Курская-Коренная икона освящает съезд. Приезжаем мы с владыкой Иларионом. У молодых людей есть возможность провести эти дни в посте и молитве и достойно встретить Рождество Христово. Дети летом участвуют в русских скаутских лагерях. Весь июль живут в палатках. В лагере у них особый ритм жизни: утром и вечером молитва, занятия, закон Божий, пение, история, спорт и игры, костры. Главное - сохранить православную веру и поддержать друг друга. Люди должны знать, что они не одни. Это непростая насущная миссия, с Божией помощью стараемся охранять нашу паству, приютить новых прихожан, спасти нашу молодежь. Я напоминаю им, вы наше будущее, вы должны друг друга поддерживать и поощрять к большему воцерковлению.
- А от чего зависит, придет ли воспитанник приходской школы или скаут в церковь, когда вырастет?
- Это уже зависит от родителей. Можно иметь самую лучшую школу, самый лучший приход и духовенство. Но очень важно то, что происходит дома, как общаются между собой и с окружающими мама и папа. Дети все видят. Семья вместе должна молиться, это оставляет божий след на ребенке.
- Чем является Россия для вашей паствы?
- Для многих православных в Америке Россия - это родина. А также место, где процветает и утверждается православная вера. И если нет возможности приехать в Россию, сердце согревает знание, что там возрождаются храмы и монастыри, прославляются Бог и его святые, там можно спасаться и быть приличным человеком.
«Нам не мешают»
- Владыка насколько сложно у вас организовать крестный ход или прийти на урок в школу? Разрешается проповедь в светских заведениях?
- Унас по субботам и воскресеньям работает приходская церковная школа, где диаконы и батюшки преподают детям закон Божий, историю Церкви, богослужебный устав. В светские заведения нас приглашают очень редко. Церковь и государство разделены. Конечно, хотелось бы больше встречаться с людьми, но мы рады, что нам дают служить, молиться и не вмешиваются в нашу церковную жизнь. Но из светских школ во время Рождества, страстной седмицы, Пасхи отпускают наших учеников. Мы пишем специальное письмо. Дети носят крестики. Этого никто не может запретить.
- Взаимоотношения США и России сказываются на отношении американцев к православным русским в вашей стране и вашем отношении к России?
- Я рад, когда могу посетить Россию и Украину, молиться вместе с православными людьми. Мы не занимаемся политикой. Мы молимся за мир. Опять же: государство и церковь разделены, межгосударственные отношения на нас не сказываются.
- В последние годы нас сотрясают какие-то резонансные общественные события, вызывающие разнотолки и среди православных. Как нужно высказывать свою позицию?
- Естественно у верующего и неверующего человека будут разные взгляды. Главное, верующему вести себя адекватно, спокойно, культурно, не забывать, что жить нужно по Евангелию, никого не судить и за всех молиться.
- Владыка Николая, вам понравился Оренбург?
- Я рад впервые посетить ваш город, рад, что икона Курская пребывала у вас. Часто мы ищем чудеса и знамения от Бога. Но подумайте, иконе более 700 лет. Перед ней молился будучи отроком Серафим Саровский, цари и царицы, миллионы людей проливали слезы. Вся русская эмиграция, которая уехала, чтобы сохранить веру православную и историю Отечества, где бы ни находилась - в Америке, Австралии, Канаде - знала, что с ней эта святыня, наша Одигитрия, наша спасительница.