Родила в метель. «Нива» вместо роддома

До сих пор появляются подробности страшных суток 2-3 января на одной из трасс Оренбуржья. Только через несколько дней после происшествия стало известно, что в другой части области в ту же ночь на дороге родился мальчик.

   
   

Машина с  беременной женщиной не смогла доехать до районной больницы. Медицинской бригадой стали фельдшер и близкие друзья роженицы, а роддом заменил салон «Нивы». Около 13 часов новорожденный находился в ледяном автомобиле на заснеженной трассе. 

Грели в капюшоне

В два часа фельдшера села Новопотоцк Кваркенского района Наталью Нетёсову подняли на ноги: у семнадцатилетней Анны* начались преждевременные роды. Побежали по соседям искать машину, чтобы доехать до амбулатории в посёлок Коминтерн (Новопотоцкий ФАП находится у него в подчинении), что в пяти километрах. Откликнулся Сергей Кошечкин и на своей «Ниве» привёз фельдшера, роженицу, её брата и подругу семьи в соседний посёлок. На месте, советуясь по телефонной связи с врачами ЦРБ села Кваркено, приняли решение срочно госпитализировать девушку в райцентр. «Скорая» при амбулатории давно списана и сломана. Посчитали, что уютней будет доехать до больницы на тёплом внедорожнике, чем ждать больничную машину из ЦРБ. Выехали на «Ниве», а из Кваркено навстречу отправилась «скорая помощь».

Валил снег, ничего не видно, хоть глаз выколи, так что за пару часов внедорожнику из Новопотоцкаудалось проехать всего 20 километров. И вдруг съехали в кювет. Выбраться оттуда самим было невозможно. До райцентра 40 километров. По пути ни одного населённого пункта, ни кафе. Ждать помощи не от кого. Мучительно тянулось время. Роженице было плохо. Поднялось давление. И хотя все испытывали страх, не растерялись в главный час - когда Анна рожала.

- Медицинской бригадой стал весь экипаж машины, - вспоминает фельдшер. - Мне помогали принимать роды. Всё проходило под моим чутким руководством. Кого просила подержать, кого открыть йод, кого рвать марлечку. Невозможно было сидеть без дела. Представьте себе: пять человек в машине, один из которых - роженица. Они герои. Пришлось нелегко. Не было воды, в салоне на тот момент было темно.

Из Кваркено навстречу пробиралась «скорая» и спасатели. Впереди шёл трактор и чистил снег. Но и они застряли на непроходимой дороге. Им на помощь вышло ещё два трактора. Младенцу суждено было 13 часов дожидаться помощи.

- Мы, кажется, по очереди теряли сознание, забывались. Постоянно проверяли друг друга: дышат ли???

   
   

Сначала машина грела: благо, бензобак был полный. Но потом топливо закончилось.

- На нашей одежде лежал снег, его задувало через щели. Выхлопная труба забилась, и водителю приходилось то и дело откапывать машину и чистить трубу. Мы буквально зубами отдирали чехлы, чтобы укутать друг друга. Водитель вспомнил, что у него в багажнике лежит газовый баллон. Так фитилёк пламени газа не давал нам закоченеть окончательно.Спать было нельзя, я делала перекличку, заставляла что-нибудь говорить.

Но главным было - согреть малыша. Его держали все по очереди, согревая теплом своих тел. Потом Наталья догадалась отцепить капюшон от своей куртки и положить в него мальчика: «и тогда уже дела пошли лучше у нашего ребёнка».

Спасали всем миром

В Новопотоцке, Коминтерне и Кваркено все стояли на ушах. В 10 утра на поиски вынужденных пленников отправились односельчане со снегоуборочной машиной «Урал». Немного позже из Кваркено выходит уже третья колонна. К поискам подключили даже вездеход. Затем на помощь к пострадавшим отправился трактор ещё одной местной промышленной компании. Но найти мать с ребёнком удалось именно их односельчанам. За тот день они отправились на их поиски повторно. Бросили машины и побрели наперекор сбивающему с ног ветру, держась за руки, идя цепью… Когда наступили сумерки, «Ниву» нашли. Тут же поспел и вездеход. Он отвёз женщину с ребёнком к машине скорой помощи, которая находилась на расчищенном участке трассы. Их доставили в Кваркенскую больницу.

- Роды были тяжёлыми. Поэтому на вторые сутки из нашей больницы мы транспортировали девушку в перинатальный центр Орска для получения высококвалифицированной помощи: там узкие специалисты и обследования выше по уровню, - рассказала главный врач Кваркенской ЦРБ Галина Хорошилова. - Её уже перевели из реанимации в обычное отделение. Ребенок родился весом в 1860 грамм, завтра планируется на перевод из нашей больницы в этот же перинатальный центр на второй этап ухаживания до 2,5 килограмм. Там он встретится со своей мамой.

Главврач рассказала, что в ту ночь возникла абсолютно нормальная ситуация, когда фельдшеру следует сопроводить роженицу в амбулаторию или в районную больницу, или оказывать помощь на месте.

- Это повседневная работа. Но подвели погодные условия. Поэтому машины встретились спустя такое длительное время и так всё получилось. Вообще фельдшер - человек спокойный, рассудительный, обученный, работяга. Люди всегда к ней тянутся. Она трудится на своей должности почти 14 лет.

Наталья Нетёсова, можно сказать, проснулась знаменитой. Ни мобильной связи, ни интернета в селе нет. Позвонили по стационарному телефону из министерства и похвалили. А она и удивилась: выполнила свой долг, обычное дело, ну не считая погодных условий.

Наталья Александровна думала, что после перенесённого, все, кто застрял с ней на трассе,  станут родными, ведь смотрели в глаза смерти. И она очень огорчилась, когда узнала, что попутчики говорят о ней: якобы она практически не принимала роды. Честно говоря, в это совсем не верится, ведь человек в профессии уже столько лет и знает своё дело. А односельчане жаловались, будто скальпель был тупой, зажимов не хватало. Но медицинский чемподанчик ей, по её словам, дали в амбулатории.

- Если честно, сама не верю, что была в этой ситуации. Это просто сон, кошмар,  катастрофа. Надеюсь, никогда больше не окажусь в таком положении. Главное, что все остались живы, - делится фельдшер. – И, наконец-то, сын и мама встретились.  

Решением министерства здравоохранения РФ Наталья Нетёсова представлена к  ведомственной награде. 

От редакции

А недавно губернатор Юрий Берг подарил Сергею Кошечкину новый автомобиль: его «Нива» пострадала во время родов. Возникает вопрос: у нас теперь после каждых родов в ЧС будут выдавать автомобили? Или, может, всё таки рациональней будет один раз оснастить машинами скорой помощи сельские амбулатории, как того требует Министерство здравоохранения и социального развития РФ (в приказе от 15 мая 2012 г. N 543н «Об утверждении Положения об организации оказания первичной медико-санитарной помощи взрослому населению»). Почему вместо того, чтобы дарить машину Кошечкину, не заменить списанную «скорую»  амбулатории посёлка Коминтерн?

* - имя роженицы изменено.

Смотрите также: