Ремонт Елизаветинского спуска проводит делавшая спуск к Уралу фирма

Реконструкцию Елизаветинского спуска проводит фирма, ремонтировавшая скандальный спуск к Уралу. © / Правительство Оренбургской области

В Оренбурге продолжается ремонт Елизаветинского спуска, расположенного в центре города, по левую сторону от спуска к реке Урал. Изначально работы планировалось закончить в начале сентября, но 11 августа стало известно, что, скорее всего, сроки сдачи работ придется продлить. И связано это со спецификой работы с природным материалом, которым обрамляют ступени.

   
   

Работы проводит компания Михаила Марутяна «Мир кровли», которая занималась скандальной реконструкцией спуска к Уралу. У тех, кто следит за этой историей с самого начала, такой выбор подрядчика со стороны администрации может вызвать недоумение.

Напомним, в августе 2020 года, спустя чуть больше месяца, новенькая гранитная облицовка спуска к Уралу «вспотела» и покрылась разводами после сильных дождей. Тогда директор компании «Мир кровли», являющейся субподрядчиком, Михаил Марутян, заверил, что пятна высохнут, как только установится теплая погода. Однако разводы не высохли даже спустя несколько дней при тридцатиградусной жаре. К слову, темные уродливые разводы никуда не делись даже к лету 2021 года.

Фото: АиФ/ Дарья Крайнова

В январе уже нынешнего года к подтекам добавились трещины. Хваленый мансуровский гранит, начал не просто лопаться, а даже отваливаться фрагментами на местах стыка плит и на углах. Эксперты уверяли, что мансуровский гранит выдерживает любые погодные условия и даже переживет большинство жителей областного центра. Но по факту сама конструкция не пережила и одной зимы. Якобы из-за отсутствия термошвов.

Следом за лопнувшей облицовки в феврале не выдержали суровой оренбургской зимы балясины, держащие на себе перила спуска. На этот раз господин Марутян объяснил это актом вандализма. В эфире программы «Телевышка» он заявил: «Этот гранит крепкий, но хрупкий. Если ударить битой или ногой, то можно и повредить». На фоне изменений облицовки стало набирать популярность мнение, что спуск и вовсе ползет вниз из-за возросшего после реконструкции веса. Проведенная в начале июня по заданию прокуратуры и следкома проверка показала, что нагрузка на некоторые ступени увеличилась вдвое, а отдельные элементы находятся в неустойчивом состоянии.

В реконструкции Елизаветинского спуска компания Марутяна использует другой материал — известняк «Сармат». Балясины будут выполнены из прочных монолитных армированных конструкций, но не из известняка. Некритично изменится и сама конструкция спуска: ступени будут увеличены до 22 сантиметров в толщину и до 40 — в ширину. При этом отмечается, что «Сармат» является весьма тяжелым материалом. 

Согласно данным из открытых источников, известняк «Сармат» благодаря его большой блочности и прочности, однородности по цвету и по фактуре отлично себя зарекомендовал в качестве материала для скульптур и малых архитектурных форм. Добывают его на Ждановском месторождении. Данный материал выгодно конкурирует с другими известняками России, особенно в части морозостойкости. Данная способность ему без сомнения пригодится в работе.

   
   

Кстати, именно «Сармат» во времена главенства Евгения Арапова планировали использовать при благоустройстве городской набережной. Четыре года назад экс-мэр, ныне отбывающий наказание в колонии строгого режима №9 под Акбулаком за крупные взятки, заявлял, что при ремонте Елизаветинского спуска будет использован исторический материал. Также из этого известняка планировалось сделать ограждения клумб, совмещенные с лавками, а всего 1 318 изделий.