ПДД должны войти в привычку. Как обезопасить детей на дорогах?

На дороге – каждый сам за себя, и дети, к сожалению, не являются исключением из этого правила. © / Анна Прибылова / Коллаж АиФ

По данным областной Госавтоинспекции, за первую половину 2020 года в 59 ДТП погибло двое детей, ещё 65 получили травмы различной тяжести. Несмотря на то, что общее количество дорожных происшествий с детьми сократилось почти вдвое по сравнению с прошлым годом, достигнуть нулевого показателя смертности не удаётся.

   
   

На уровне теории

Как предотвратить несчастный случай? Особенно, если дело касается ребёнка, который ещё плохо ориентируется на улице и тем более – на проезжей части. В первую очередь – снабдить территории необходимыми знаками и светофорами, дорожными разметками.

Насколько дороги Оренбуржья оснащены необходимым оборудованием, остаётся неизвестным. На запрос в областное Управление ГИБДД редакции ответили следующее: «В связи с непрерывным ростом протяжённости улично-дорожной сети и развитием транспортной инфраструктуры увеличивается потребность в светофорах и дорожных знаках». Где именно дороги остаются неоснащёнными, ведомство не ответило.
Даже в условиях ограничений по коронавирусу инспекторы продолжают рассказывать ребятам о правилах безопасности на дороге. Фото: Госавтоинспекция по Оренбургской области

Однако его сотрудники пояснили, что в Госавтоинспекции анализируют аварийность, выявляют особо опасные участки и на основе полученных данных работают с населением. За первые полгода 2020 года в общей сложности было проведено около 700 профилактических акций. На тему детской безопасности инспекторы провели более полутора тысяч родительских всеобучей, около 17 тысяч бесед с водителями, порядка 3 тысяч уроков по ПДД. Даже в условиях ограничений по коронавирусу инспекторы продолжают работать с населением – в формате прямых эфиров, онлайн-занятий, конкурсов.

В ТЕМУ
5 августа во всем мире отмечают Международный день светофора. Считается, что именно в этот день в 1914 году в одном из американских штатов был установлен предшественник трехцветного сигнального фонаря. Он имел красный и зеленый фонари, а при переключении света издавал звуковой сигнал. Сегодняшние светофоры «умеют» намного больше своего «прародителя». Как рассказали корреспонденту АиФ Оренбург в Госавтоинспекции Оренбуржья, сейчас на территории области используются ламповые и светодиодные светофоры, которые управляются при помощи автоматизированных систем. Они умеют «разговаривать» с пешеходами, сообщая о том, что пора переходить дорогу. Кроме того, некоторые сигнальные устройства могут вести обратный отсчет времени.

Каждый за себя

Кто становится жертвой ДТП?  По статистике, более половины детей, которые пострадали в авариях, были пассажирами автомобилей. На втором месте – более 28% - дети-пешеходы, более 10% оказались юными водителями велосипедов.

Если в машине жизнь ребенка больше зависит от правильного поведения взрослых людей, то кто позаботится о нем при самостоятельном перемещении? Ведь 9 из 59 произошедших ДТП случились по вине маленьких участников дорожного движения.

   
   
Необходимо научить детей соблюдать ПДД. Фото: АиФ/ Александр Губарев

Выходит, на дороге – каждый сам за себя. Поэтому, прежде всего, нужно научить детей соблюдать правила дорожного движения, чтобы исключить несчастные случаи по  неосторожности.

Лучший урок – личный пример

Кто должен работать с подрастающим поколением? В Госавтоинспекции на этот вопрос отвечают так: «Безопасность детей на дороге можем обеспечить в первую очередь мы, взрослые: родители, учителя, воспитатели, прохожие и, главным образом, водители транспортных средств. Родителям необходимо запомнить и внушить ребенку: дорожное движение начинается не с проезжей части, а с первых шагов от порога или подъезда дома». То есть, безопасность детей – дело вроде бы каждого взрослого. Но в конечном итоге всё зависит только от поведения самого ребёнка, которого, в свою очередь, нужно правильно воспитать.

В школе № 8 областного центра детей правилам поведения на дороге обучают с первого класса. Для ребят проводят специальный теоретический курс, в процессе которого они с педагогами вспоминают принципы безопасности. Кроме того, с 2017 года в школе появился автогородок, где есть переносные модели светофоров, дорожные знаки, а также велосипеды, самокаты и очень много наглядных пособий. 

Дети становятся участниками дорожного движения до прихода в школу, однако с правилами безопасного поведения знакомы далеко не все из них. Фото: АиФ/ Фото Надежды Гусевой

Здесь проходят занятия в основном для учеников младших классов, в процессе детей знакомят с ПДД на конкретных примерах. В общей сложности за три года работы по этой программе обучено около 300 учеников начальной школы. Несмотря на хороший результат, представители образовательного учреждения также уверены: ребенка правилам безопасного поведения на дороге, прежде всего, должны научить родители.

«Ребята становятся участниками дорожного движения гораздо раньше, чем идут в школу, – говорит директор школы № 8 Галина Рябова. – Есть немало самостоятельных детей, которые будучи дошкольниками ходят по улицам. В том числе – катаются на велосипедах и самокатах. Но, как показывает практика, с ПДД знакомы далеко не все из них. Главная задача взрослых – научить ребёнка всему тому, что они знают. В том числе – и правилам дорожного движения. Еще лучше – демонстрировать правильно поведение на собственном примере. Ведь привычки, которые мы сформируем в детстве, останутся у ребят на всю жизнь. Поэтому лучше начинать обучение ПДД с самого раннего возраста».

Выходит, безопасность детей на дорогах – общее дело. Образовательные учреждения и государственные ведомства готовы помогать, но большая часть ответственности лежит на родителях.