На неделе произошёл пожар в усадьбе Городисского в Оренбурге. Когда сокрушаются, что у семи нянек дитя без глазу, почему-то никто не вспоминает о родителях. А они-то где были, когда с дитём беда приключилась?
Ненужный – неизвестный
Особняк, выделяющийся необыкновенной формой, на бывшей улице Неплюевской (теперь Ленинская) в областном центре был построен в 1906 году. Его хозяин - адвокат Евсевий Городисский – был известной в городе личностью. В книге Глеба Десяткова «Легенды старого Оренбурга» есть глава, посвященная адвокату, и она названа «Дом со львами». В ней по большей части рассказывается о любовных похождениях Городисского, и лишь в нескольких предложениях упоминается красота самого дома и его убранства. Например: «Подошла к дому, бросила взгляд на изваяния львов, как бы стороживших вход в жилище». «Полумрак в комнате позволил гостье рассматривать всю прелесть росписи стен. Такое видеть ей пришлось впервые!».
За сто лет здание пришло в крайнее запустение, и просто-напросто погибало, несмотря на то, что ему был присвоен статус памятника истории и культуры регионального значения. Он, к сожалению, не мог защитить необычный дом с башенкой и верандой. Потому что на его сохранение нужны большие деньги, которых не выделяют.
Об усадьбе снова заговорили осенью прошлого года. Там стали проводиться экскурсии, устраиваться выставки, модные показы, девичники. В интернете замелькали фотографии удивительной красоты фресок и лепнины, которая проглядывала сквозь многолетнюю гарь и пыль. Казалось, жизнь возвращается сюда. Но две недели назад поздно вечером здесь случился пожар, и внимание к памятнику архитектуры вспыхнуло с новой силой.
Кто хозяин?
В феврале 2012 года здание на праве хозяйственного ведения было закреплено за ГУП «Областной имущественный фонд». Собственник – правительство Оренбургской области, который, согласно федеральному закону 73-ФЗ, обязан финансировать мероприятия, обеспечивающие выполнение требований в отношении объекта культурного наследия. То есть, говоря простым языком, делать всё, чтобы он не разрушался.
Всё, что сделала область – дважды попыталась избавиться от усадьбы, передавая её по договору безвозмездного пользования. Первый ссудополучатель – так официально определяет закон того, кто берет здание в аренду, - продержался недолго и расторг договор, не спасла и возможность безвозмездного пользования.
Если перевести сухие формулировки Закона «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов РФ», собственник обязан содержать такие объекты, не допуская ухудшения их состояния. Оренбуржец Сергей Кутимский наблюдает за состоянием усадьбы уже много лет. В его Живом Журнале есть пост от 20 января 2013 года, то есть уже год за особняк отвечало государство. Однако он по-прежнему стоял с открытыми дверями, а ворота – всего лишь замотаны на проволоку.
«Дом с каждым годом все сильнее разрушается, постоянные перепады температуры разрушают лепнину и перекрытия. Что интересно: кто-то старается ухаживать и ремонтировать его понемножку. Стоят опоры, которые поддерживают падающий потолок со старинной лепниной, местами пластиковые трубы», - так было на протяжении восьми лет.
Директор областного имущественного фонда Денис Савинов утверждает, что дом был оборудован сигнализацией, так осуществлялись мероприятия по его сохранению. На фотографиях разных лет окна и двери открыты всем ветрам и бездомным - они не раз разводили внутри огонь, который приходилось тушить уже пожарным.
Надежды тают
В июле 2020 года здание, в котором нет отопления, канализации, электро- и водоснабжения, а общее состояние характеризуется, как «неудовлетворительное», передают автономной некоммерческой организации «Евразийский союз художников и реставраторов» по договору безвозмездного пользования. Собственником, напомним, остаётся областное правительство, которое по-прежнему отвечает за действия того, кому передаётся памятник архитектуры.
Представителей Союза обвиняют в жажде наживы и варварской эксплуатации усадьбы из-за массовых экскурсий, платных фотосессий и вечеринок. Вопросов к ссудополучателю много.
Правоохранители будут устанавливать причины последнего пожара, а рядовые оренбуржцы - выяснять, почему на печати Союза изображение, напоминающее символ на долларе - пирамида с сияющим оком, похожим на всевидящее.