Нарисуем – будем жить? Почему красивые проекты не становятся реальностью

Реальная комфортная среда весьма отличается от картинки на проектах. © / Анна Прибылова / Коллаж АиФ

В октябре 2019 года глава области Денис Паслер издал указ о создании архитектурно-градостроительного совета. Задачи благородные – подготовка рекомендаций для принятия решений в сфере архитектуры и градостроительства, содействие внедрению современных достижений и сохранению объектов культурного наследия.

   
   

Спустя год внедрение и сохранение по-прежнему под вопросом.

Ладно было на бумаге

Через два месяца после образования градсовета состоялось его первое заседание. Рассматривались четыре проекта, которые должны были изменить большую территорию в центре Оренбурга. Среди них – одно предложение следовать принципу хюгге, который культивируется в скандинавских странах, и второе – обустроить участок по типу ул. Рубинштейна в Санкт-Петербурге.

На больших плакатах выглядело всё очень красиво. Узнать Оренбург в этих проектах было почти невозможно.

– Города должны двигаться вперёд. Мы не можем игнорировать ту эволюцию, которая происходит вокруг, – считает Александра Сытникова, основатель бюро «Атлас». – Новостройки должны ложиться в городскую ткань герметично. Сейчас же на окраинах новые микрорайоны – элементарная линия многоэтажек.

Тогда же был представлен проект благоустройства центральных улиц Чкалова – Гагарина, который предварительно оценивался в 1,3 млрд руб.

– В Оренбурге появится свой дизайн-код, – резюмировала директор департамента архитектуры и пространственно-градостроительного развития области Наталья Ибрагимова. – Воспитание подрастающего поколения в таких же «панельках», в каких росли мы сами, – печальный факт, который мы должны преодолеть. 

   
   
Проекты с первого градостроительного совета, который состоялся в 2019 году, так и остаются проектами. Фото: АиФ/ Анна Мурзина

– Пока с проектом ничего не понятно, – говорит спустя год архитектор Дмитрий Малов, тот самый автор проекта в скандинавском стиле. – Год прошёл, но никакой информации о дальнейшей его судьбе нет.

Та же ситуация и с миллиардным проектом для улицы Чкалова, и многими, многими другими. Среди невыполненных обещаний – вопрос с кинотеатром «Экран», который разрушается в центре Новотроицка уже почти 20 лет. Соль-Илецк с 2013 года регулярно получает миллиарды федеральных рублей на развитие. В этом году город вновь выиграл грант в размере 70 млн рублей и стал первым в регионе, для кого уже разработали дизайн-код. Но у кого повернётся язык назвать его полноценным курортом?

Да что курорт – ни парк Горняков, ни парк Персиянова в Соль-Илецке никак не обретут комфортную среду, несмотря на вкладываемые третий год по нацпроекту средства. И вновь виртуозно выполненный дизайн-проект с уникальным световым шаром и «грамотно вписанными новыми, более природными решениями» остаётся лишь проектом. 

А на деле реализуются вполне земные, не требующие большой фантазии проекты по благоустройству дворовых территорий. Нам по силам выложить плиткой пешеходную зону в Кувандыке, установить 30 торшерных светильников, две скульптуры и навесы с качелями. Мы можем поставить в Новосергиевке лавочку для пресса, несколько турников и шведскую стенку и назвать всё это «площадкой для воркаута». Заложить плиткой парк им. Калинина в Сорочинске, заасфальтировать концертную площадку в Плешаново, установить пункт охраны и биотуалеты в бузулукском парке им. Пушкина – вот и радость для оренбуржцев. И никаких тебе завышенных ожиданий, дизайн-кодов и прочей урбанистики. Зато и разочарования тоже никакого.

Меняем старые проекты на новые  

И вот новое заседание областного градостроительного совета. Теперь здесь рассматривается стратегия жилой многофункциональной застройки на месте промышленной зоны в южной части областного центра, где до сих пор стоят руины бывшего завода «Металлист». Автор проекта – консалтинговая компания ATLAS. И опять красота – виллы, жилые кварталы, сквер, детский сад и школа и доходность проекта 178 млн рублей. И опять – «в молоко». 

– Всего в нескольких минутах школа и гимназия. Зачем внутри жилого комплекса сквер и спортплощадка, если в 10 минутах ходьбы прекрасная набережная, на которую мы сегодня потратили сотни миллионов? Нужно понимать, что все программы строительства школ и детсадов свёрстаны и там этих объектов нет, значит это областной и городской бюджет, либо инвестор. В нынешней концепции это не полетит, – отметил министр строительства, жилищно-коммунального, дорожного хозяйства и транспорта Оренбургской области Александр Полухин. – Здесь точно всё нужно прорабатывать и дорабатывать.

Не оценили вложенные в проект усилия и потенциальные инвесторы. Отметили, что сейчас в регионе ситуация с ценами на жильё та же, что 12 лет назад. Это касается и коммерческой недвижимости, и арендных ставок. Напомнили, что покупательская способность не обеспечивает сегодня экономику таких проектов, заявили, что не согласны с заложенной ценой квадратного метра жилья, считая её завышенной, посоветовали «спуститься на оренбургскую землю» и подвели итог: в таком виде в проект инвестор вкладывать средства не будет. Убытки могут достигнуть 500–600 млн руб.

И ещё одно событие, напрямую касающееся областного центра, произошло на днях. Главный архитектор области Наталья Ибрагимова в Законодательном собрании стала докладчиком проекта закона, который передаст часть полномочий города области.

Комфортная среда в реальности - дело, несомненно, полезное, но не такое красивое, как проекты. Фото: АиФ

Региональный департамент архитектуры наделяется правом курировать разработку генплана, вносить изменения в правила землепользования и застройки, разрабатывать и утверждать документы по планировке территорий и даже принимать решения о комплексном развитии города. Предложение тотчас окрестили «законом Ибрагимовой». Проект прошёл правовую и антикоррупционную экспертизы и первое чтение в профильном комитете.

Прокуратура усмотрела несоответствия Градостроительному кодексу и закону Оренбургской области и сообщает, что нормы документа не могут расцениваться как соответствующие федеральному законодательству, поскольку допускают неоднозначное толкование. Но процесс всё равно идёт.

Справедливости ради вспомним, что Оренбург почти пять лет жил вообще без главного архитектора. Предпоследний занимал пост 9 месяцев, последний назначен в августе текущего года. Город никак не найдёт желающих участвовать в уже дважды объявленном аукционе на застройку знаменитого участка на Чкалова – Гагарина, где обещали то парк, то сад, то жилой микрорайон. На слуху возмущение жителей вырубкой деревьев и разрушающимся историческим центром, который исчезает на глазах.

И, наверное, всё равно, кто сумеет все эти и тысячи других проблем решить. Главное, чтобы наконец появился результат.

МНЕНИЕ

Доцент кафедры архитектуры ОГУ, бывший главный архитектор Оренбурга Георгий Проскурин:

– Определять свою судьбу всегда было в компетенции города. «Закон Ибрагимовой» – это сосредоточение принятия ключевых решений в одних руках или ограниченной группы лиц без возможности участия общественности, это отсутствие свободной дискуссии и уведомительный характер решений, которые теперь будет принимать власть.

Я считаю, что ключевая проблема в том, что область не живёт жизнью Оренбурга. Конкретным двором, спортплощадкой, памятником архитектуры. Уверен: за положение дел в областном центре должны отвечать специалисты муниципалитета.

Такими проектами, который был представлен на последнем градсовете, мы убиваем инвестиционную привлекательность. Мы можем до бесконечности голосовать за эти великолепные картинки, которые, как нам рассказывают,  применяются в мировой практике, но которые никогда не найдут применения в наших условиях.

Вследствие отсутствия реальных проектов у нас в Оренбурге местные архитекторы переключаются на другие регионы, хотя могли бы приносить пользу здесь. 

ПОЗИЦИЯ

Директор строительной компании Олег Ситников:

– Чтобы реализовать проект на территории завода, нужен инвестор. А на этот проект инвестор не пойдёт. Кто-нибудь изучал потребности в торговых и арендных площадях? Какие 700 рублей за квадратный метр за аренду? Я в городе по 500 рублей сдать не могу. Вы говорите про подземную парковку на 75 мест, а вы уровень грунтовых вод изучали? А он там высокий. Эти концепции надо к экономике привязывать. Если мы это утвердим, то эти развалины как стояли, так и будут стоять. И цены на недвижимость надо закладывать ниже, иначе не купят. Авторы, спуститесь на оренбургскую землю.