Ранней весной в оренбургской степи еще холодно и снежно, животных заметно меньше - кто еще в спячке, а кто и откочевал в тёплые края, но скоро настанет тепло и степные просторы оживятся. Сотрудники «Заповедников Оренбуржья» рассказывают о будущем пополнении популяции лошадей Пржевальского и о том, как перезимовали некоторые другие обитатели оренбургских степей.
Новый «десяток»
В заповедник в этом году привезут еще десять лошадей Пржевальского. Об этом на прошлой неделе заявил министр природных ресурсов России Сергей Донской на встрече с Владимиром Путиным. Животных вновь планируют привезут из Венгрии.
Вот что сказал на встрече министр: «Осенью прошлого года Вы были в Оренбургском заповеднике, где мы реализуем проект по реинтродукции лошадей Пржевальского. Мы осенью завезли ещё десяток лошадей из Венгрии и планируем в этом же году, в сентябре, ещё 10 лошадей из Венгрии привезти. Таким образом, у нас состоится проект, и мы создадим здесь хорошее ядро лошадей Пржевальского для дальнейшего развития. В этом же году, летом, планируем начать и проекты по развитию там экологического туризма, приглашать людей, которые смогут увидеть лошадей в дикой природе».
Директор ФГБУ «Заповедники Оренбуржья» Рафиля БАКИРОВА: «Мы ожидаем 10-16 лошадей из национального парка «Хортобадь» (Венгрия), из которого был второй завоз. Но третья группа лошадей не будет иметь родственных корней со второй. Таким образом, мы исключим возможность близкородственного скрещивания в создаваемой оренбургской популяции. Планируется привезти группу молодых кобыл и семейную группу».
С завозом диких лошадей на участок Предуральская степь одной из главных задач мониторинга стало определение запаса кормов. Причём не всякого, а только доступного для животных. Это необходимо для расчёта предельно допустимой численности вновь создаваемой популяции - надо рассчитать так, чтобы и лошади были сыты, и степь цела.
Кормовые запасы, а проще - количество травы для пропитания, оценивают в самый неблагоприятный сезон года - зимой, когда растительность скудная, да ещё покрыта снегом. Лошадям Пржевальского привычно копать снег - тебеневать. С лёгкостью они добывают корм из-под снега глубиной до 20 см. Также лошади неплохо справляются, если снег до 40 сантиметров, а вот глубже им уже тяжело - они предпочитают поскорее пройти через многоснежные участки степи, не копая, а только скусывая былинки на поверхности. Конечно, многое зависит от плотности снега, от обилия и питательности корма под ним, но в целом, на территории обитания лошадей должны быть значительные площади малоснежных пастбищ, чтобы они без проблем перезимовывали.
И в эту, и в предыдущую зиму средняя глубина накопленного к концу сезона снега оказалась практически одинаковой – 41 и 40 см соответственно (с размахом от 8 до 103 см). Но в прошлом году в начале января прошёл ледяной дождь и образовался такой толстый наст, который выдерживал даже скачущую галопом лошадь. Такая природная катастрофа у степных народов называется «джут» – пробить копытами ледяную корку невозможно, а бескормица смертельна для диких и домашних копытных. В Монголии печально запомнившийся джут года обезьяны, зимой 1944–1945 гг, не только погубил десятки тысяч голов домашнего скота, но и серьёзно подкосил дикую популяцию лошади Пржевальского, так, что через пару десятков лет последние вольные лошади исчезли с лица Земли…
К счастью, новосёлам оренбургской степи голод не грозит – в заповеднике всегда есть резервный запас сена. В прошлом году из-за джута привезенные из Франции шесть диких лошадей в загоне кормились сеном с января по март включительно. А этой зимой снег оставался рыхлым даже после первых мартовских оттепелей, поэтому примерно половина территории с глубиной снега менее 40 см была легко доступна в кормовом отношении. Выпущенные на волю лошади предпочитали тебеневать, а не стоять около сена. Так, пощипали заготовленный стожок несколько дней и ушли пастись на склоны холмов, где снега мало.
Венгерские лошади, завезенные в заповедник осенью 2016 года, сена едят значительно больше, так как они ещё полностью не акклиматизировались. Зато они копытят снег очень старательно, поэтому у сотрудников нет сомнений в их успешной адаптации.
Хищники заповедника
На сегодняшний день настали самые трудные и опасные времена для копытных: вершины холмов уже свободны от снега, но подножия холмов, лощины, овраги еще покрыты снегом. Косули осторожно бродят по участку «Айтуарская степь» заповедника «Оренбургский», где им досаждают четыре волка. Их следы встречаются по северной окраине участка. Хищники передвигаются по ночам вдоль минерализованной полосы. Плотный наст позволяет им не проваливаться, косулям же наоборот нелегко, они могут стать легкой добычей для хищников.
В охранной зоне участка инспекторы дважды наблюдали сокола балобана. Хищник активно охотился на галок, воробьев. Мелкие птицы прятались и затаивались кто куда. Соколиная охота - это увлекательное и захватывающее зрелище, благодаря которому можно понаблюдать за грациозной ловкостью этих птиц. Подобно ястребу, балобан затаивается на ветвях деревьев и при подлете врановых с лету бьет когтями свою жертву.
Восемь соколов-балобанов были завезены из Центра реабилитации хищных птиц «Холзан» города Екатеринбурга и выпущены в окрестностях участка «Айтуарская степь» осенью 2013 года. В период с 1994 до 2013 года этот хищник не был отмечен ни разу. Необходимо отметить, что эти птицы зимуют в южных широтах, но все-таки, часть может остаться зимовать в пределахлетнего ареала. Начиная с 2013 года балобаны на зимовке не были отмечены ни разу, но ранней весной неизменно возвращаются в место своего выпуска.
В тему
Количество снега и твердый наст победили. На следующий день по просьбе директора на помощь выехал К700, ДРСУ Беляевского района. Он расчистил площадку для заезда и разворота еврофуры, а мы вновь перелопачивали снег.
Оставался последний этап: вытащить, очистить клетки и загрузить в фуру. 14 клеток, весом в 280 кг, а со снегом внутри и того больше. И все дружно, слаженно, сильно. Конец уже был близок, но тут измерили фуру и поняли - клетки не войдут! 2 часа мучились и тогда госинспектору Вячеславу Соловьеву пришла мысль - снять все шиберы и уложить клетки. Так мы и получили недостающие 9 см! Клетки влезли!
Чувство триумфа близкое к тому, когда мы стояли на этих же клетках и поднимали шиберы, чтобы выпустить наших новых лошадок, прибывших из Венгрии. Волнение, достигшее апогея, именно в момент выпуска их в загон... Те же клетки, те же шиберы... Такая разная ситуация и столь похожее чувство победы, невзирая ни на что. И мне кажется, что все это потому, что у нас есть цель и мы - настоящая команда. А еще нам очень нужно, чтобы в этих же клетках наш Центр реинтродукции прибыла третья партия лошадей Пржевальского осенью 2017 года».