Развитие предпринимательства в нашей стране сегодня – одна из приоритетных задач. Именно малые предприятия, самозанятые, индивидуальные предприниматели способны гибко реагировать на запросы рынка, быстро создавать новые востребованные товары и услуги, решать социальные задачи трудоустройства. Но насколько сложно сегодня открыть и развить своё дело? Можно ли этому научиться «с нуля» и бесплатно? Как отличить «инфоцыган» от настоящих опытных коучей?
Об этом «АиФ» рассказала руководитель оренбургского центра «Мой Бизнес», сертифицированный бизнес-тренер Корпорации МСП Ольга КОВАЛЁВА.
Три ступени развития
- Сегодня в Интернете, в мессенджерах идёт целый вал предложений пройти те или иные бизнес-курсы, тренинги, «коуч-марафоны», где обещают из тебя за пару «сеансов» сделать крутого бизнесмена, зарабатывающего миллионы в месяц. Нет ли в итоге сейчас у людей скепсиса по поводу целесообразности такого образования вообще?
- Какие образовательные бизнес-направления сегодня наиболее востребованы?
- Мы выделяем три направления. Это программы обучения для начинающих, тех, кто пока только хочет заняться бизнесом, но не представляет еще, с чего начинать. У них, как правило, много энергии и желания, есть некая идея, но нет базиса. Мы учим их самым простым вещам: как рассчитать себестоимость, норму прибыли, как исследовать рынок, составить портрет своего клиента… Нередко ведь оказывается, что бизнес-идея выглядит красиво, но на практике совершенно нерентабельна, её нужно ещё дорабатывать и совершенствовать.
Приведу пример: я вела один образовательный поток, на потоке училась девушка, самозанятая, делала на продажу потрясающие торты. Я спрашиваю её: а вы считали затраты на ингредиенты? На свой труд? Ведете статистику, кто, в какой возрастной и социальной группе у вас их покупает? Ответ – нет, ничего такого не делала. Сели, посчитали вместе, и оказывается, она несколько месяцев уже почти бесплатно работает, затраты так высоки, что собственно прибыли почти нет. Тут либо менять ассортимент, либо выходить на другую клиентскую базу, работать, например, точечно, по персональным заказам на большие торжества.
Второе направление – это бизнес, который успешно прожил самый сложный первый год, вышел на определённый уровень. Зачастую именно через год-полтора наступает некое «упирание в потолок». Ты занял нишу, наработал круг клиентов-заказчиков, но дальше – ступор. Развития нет. А желания и силы – есть. Мы помогаем через образовательные проекты разработать дальнейшую стратегию по расширению бизнеса, изучить конкурентов, придумать свои «фишки», особенности, которые позволят стать на голову выше и получить новый импульс.
Наконец, третья группа – это уже состоявшиеся бизнесы, которые работают 4-5 лет и более. У них запрос на масштабирование, в том числе открытия представительств в других городах и регионах, выход в торговые сети, кратное увеличение объемов и оборотов. Это, наверное, самая сложная категория – она требует привлечения больших интеллектуальных ресурсов, для работы с такими предпринимателями мы приглашаем самых опытных и именитых коучей.
Мама-предприниматель
- Вы сами ведете группы, как коуч. По каким направлениям работаете?
- Да, в этом году я получила сертификат федерального бизнес-тренера и уже провела несколько обучающих программ, но знаете больше всего мне запомнился тренинг федеральной обучающей программы для мам в декрете или с маленькими детьми, которые хотели бы получить средства федерального гранта на развитие собственного бизнеса. Кто-то из них только начинает, недавно оформил самозанятость, кто-то уже преуспел. Пройдя региональный этап и получив грант в 100 000 рублей, победительница выходит на федеральный уровень и уже претендует на помощь государства в размере 1 000 000 рублей. Удивительно, но после этой программы я совершенно точно поняла, почему женский бизнес выделяют в отдельный блок. Казалось бы, бизнес он и есть бизнес, какая разница, кто его ведёт. Но на практике разница есть. Женщинам больше нужна поддержка, они более эмоциональны, склонны сомневаться в своих шагах. Всегда нужно понимать, что в самой сути предпринимательства – риск, и всегда можно потерпеть неудачу. Вопрос лишь, как к этому относиться. Настоящий бизнесмен, даже прогорев, встал, отряхнулся, вынес уроки – и снова начинает создавать дело, снова закручивает денежные, товарные потоки, ищет ниши, рискует – и обязательно добивается успеха.
- Многие часто спрашивают, где раздобыть первоначальный капитал для старта своего дела. Сейчас можно получить какие-то гранты от государства? Как это сделать?
- Да, грантовая поддержка существует, хотя и не на все направления. Размер грантов составляет до 500 тысяч рублей на развитие молодежного предпринимательства, а также социального. В этом году прием заявок уже завершен. Можно заявиться на следующий год. Обязательным требованием для получения гранта является прохождение образовательных программ в центре «Мой бизнес». В 2023 году обучающие программы для получения гранта в Центре прошли 142 человека, на грантовую поддержку было подано 90 заявок, в итоге 65 оренбуржцев получат средства на реализацию лучших проектов на общую сумму порядка 32 млн рублей. Плюс наши специалисты готовы проконсультировать по подготовке бизнес-плана, подобрать под него программы финансирования с привлечением льготных займов, где Гарантийный фонд Оренбургской области при необходимости может выступить поручителем. Главное, чтобы у человека было желание учиться, развиваться самому и развивать бизнес, создавать востребованный продукт.
Под крылом наставника
- Какие сейчас новые образовательные направления в приоритете? Импортозамещение?
- Да, сейчас вот как раз работаем над большой программой по поддержке и стимулированию легкой промышленности. Не секрет, что в прошлом году десятки западных брендов одежды и обуви у нас ушли из России. Освободились огромные ниши, и надо помочь малому бизнесу занять их. Для этого готовим курс, как из локального бренда выйти на общефедеральный уровень. У нас ведь на самом деле очень много предпринимателей, которые шьют одежду. Но за пределами города, максимум – нескольких городов области о них никто ничего не слышал. Поэтому есть идея провести такой своеобразный «модный интенсив», с приглашением известных модельеров, маркетологов, бренд-менеджеров. Чтобы они оценили возможности наших предпринимателей, подсказали, что делать, чтобы масштабировать бизнес.Ведь сегодня у малого бизнеса огромные возможности, рынки фактически открыты, спрос на товарные позиции, на услуги, которые раньше поставляли западные компании, очень высок. Сейчас происходит, и в ближайшие 2-3 года будет и дальше происходить активное замещение свободных ниш российским бизнесом или компаниями из дружественных стран. Это окно возможностей, которым обязательно надо воспользоваться.