В последнюю неделю мая, 27 числа, отмечается Всероссийский день библиотек. Как изменилась профессия библиотекаря, и какой она может стать в будущем, зачем в библиотеках спортзалы и какова главная проблема многих читален, рассказывает заведующая методико-библиографическим отделом Оренбургской областной библиотеки для молодежи Екатерина Комлева.
Покоряя онлайн-пространство
Дарья Крайнова, корреспондент «АиФ Оренбург»: Как, на Ваш взгляд, изменилась библиотека за последние 5-10 лет?
В плане книг и литературы ничего не изменилось. Библиотеки также продолжают укомплектовываться. Но поменялось само пространство. Сейчас в России, в нашей области в частности, появляется много модельных библиотек. В рамках национального проекта «Культура» они переформатируются в медиа-пространство, сохраняя самую главную задачу – продвижение книги и чтения.
– На примере молодежной библиотеки расскажите, как пережили пандемию?
– Деятельность в пандемию стала для нас совершенно новым форматом. До этого мы вели онлайн-работу, но не в таком масштабе. Очень много выложили нового материала. Библиотекари стали «мультиформатными» специалистами. Раньше мы выдавали книги, информировали, проводили мероприятия в формате офлайн. А потом это все перешло в онлайн-пространство. Нам пришлось быстро осваивать новые знания и навыки. Мы стали операторами, монтажерами, вели прямые эфиры, общались с нашими пользователями с помощью видео в мессенджерах.
Оказалось, прямые эфиры очень востребованы: мы проводили мероприятия к датам, приглашали с лекциями спикеров. Впервые попробовали разыграть сертификаты среди подписчиков.
В период ограничений много взаимодействовали с коллегами из других регионов. Осенью провели Межрегиональную дискуссионную площадку «Современная библиотека для молодежи: новые форматы». В ней приняли участие библиотечные специалисты Ямало-Ненецкого автономного округа, Москвы, Крыма и другие регионы.
– Считается, что библиотеки сегодня не нужны, и всю информацию можно найти в сети Интернет. Как составить конкуренцию всемирной паутине?
– У нас есть пользователи, которые принципиально предпочитают читать литературу на бумажном носителе. В основном, это люди молодые – от 16 до 32 лет. Они идут за своей книгой к нам или в книжный магазин.
Сейчас библиотеки все больше становятся медиа-центрами. Теперь не только берут книгу для чтения, как это было раньше. В наших залах можно одновременно искать информацию в интернете, пользоваться не только «бумажным» фондом, но и виртуальным. У нас комфортные условия для посетителей, можно работать, учиться, заниматься своими собственными проектами.
–Как изменился портрет среднестатистического читателя за последние годы? Как менялись запросы и предпочтения?
–Запросы поменялись, но особой тенденции нет. Многие приходят за книгой после ее экранизации. По-прежнему идут за книгами, пособиями, лекциями студенты и школьники. Немало обращаются за краеведческой литературой и произведениями наших оренбургских авторов. В продаже их непросто найти, а для рефератов, контрольных и дипломных работ они незаменимы.
«Крокодил» против Marvel
– В советские годы существовали такие издания как «Мурзилка», «Пионер», «Крокодил», «Юный техник», «Юный натуралист». Сохранились ли они? Что пришло им на смену? Что сегодня выписывает библиотека?
– У молодежи востребованы комиксы. Есть библиотеки, например, в Москве, Самаре, которые имеют свои центры рисованных историй. Причем неважно – современный комикс или выпущенный десять лет назад. У нас пока такого нет.
По-прежнему печатаются, и мы по-прежнему выписываем журналы «Юный техник», «Юный краевед», «Юный художник», «За рулем». Это давние издания, и мы до сих пор с ними работаем. «Мурзилка», насколько я помню, переходила в электронный формат и издается до сих пор. Она, кстати, занесена в Книгу рекордов Гиннеса как «журнал для детей с самым длительным сроком издания».
– А есть посетители, которые спрашивают «советские» журналы?
– Уже нет. Если и спрашивают, то только коллекционеры. Мы же храним журналы только определенное время – до 10 лет, а потом списываем или раздаем. Несколько лет назад во время Ежегодной просветительской акции «Библионочь» делали журнальный развал. Предлагали желающим забрать издания про кино и театр. Людей было очень много, разбирали все.
Читай, ешь, беги
– Какие проблемы, актуальные для библиотечной сферы, вы могли бы выделить в первую очередь?
– Финансирование. Эта проблема была всегда. Мы получаем средства на книги и журналы из Министерства культуры Оренбургской области. Когда финансирование минимально, ищем иные пути комплектования наших фондов. Сотрудничаем с электронными библиотеками, например, Литрес. Работаем с издательствами по совместным бесплатным программам, сотрудничаем с фондами, участвуем в иных бесплатных программах. Большой поток книг получаем от дарителей. Это жители Оренбурга, партнеры из других городов.
– Библиотека должна зарабатывать? Какие-то конкретные предложения уже были?
– Библиотеки могут зарабатывать, продавая свои услуги. Есть те, которые сдают в аренду площади. Но это делается с разрешения учредителя. Можно, например, договориться о сдаче площади кофейням. Некоторые проводят платные мероприятия, вечера, встречи, презентации. В этом году Пушкинская библиотека в Мордовии открыла у себя тренажерный зал, где читательский билет является одновременно абонементом. А в Национальной библиотеки Беларуси такой комплекс работает уже не первый год.
– Какой Вы видите профессию библиотекаря в будущем? Изменится она или сохранит традиции?
– Однозначно изменится. Уже сейчас во многих городах есть станции автоматической книговыдачи. Пишутся программы, которые многое будут делать за библиотекарей. Взамен у нас появятся новые обязанности. Больше времени будем уделять «живому» общению с читателями. Мастер-классы, флэшмобы, интеллектуальные «забеги», вебинары – библиотека – это концентрат проверенной, надежной информации. А еще мы помогаем коллегам из малых городов и сел, делимся своим опытом.
Библиотекари остаются хранителями книг, но при этом становятся специалистами, владеющими современными технологиями и способностью быстро реагировать на изменения во внешнем мире.