Безграмотность и глобализация. Как рождается религиозный радикализм?

28 февраля в Оренбурге в драмтеатре за круглым столом собрались эксперты из Москвы, Оренбурга, Казани, Уфы, а также из стран СНГ, чтобы обменяться опытом практики противодействия религиозному радикализму. Корреспондент «АиФ в Оренбурге» побывал на международной площадке.

   
   

Интеграция мигрантов

На круглом столе обсудили положение дел в национальных республиках России,  Казахстане, Афганистане. Представители антитеррористического центра СНГ, институтов и вузов, общественных организаций и священнослужители  поделились опытом борьбы с радикализмом.

СПРАВКА
Организатор Международной площадки - АНО «Содружество народов Евразии», Региональное Духовное управление мусульман Оренбургской области и НИИ истории и этнографии Южного Урала Оренбургского госуниверситета при поддержке Правительства Оренбургской области. Проект реализуется с использованием гранта президента Российской Федерации на развитие гражданского общества, предоставленного Фондом президентских грантов.

На Кавказе радикализм процветает среди молодёжи, сообщил сотрудник Центра проблем Кавказа и региональной безопасности МГИМО МИД России Ахмет Ярлыкапов. Несмотря на то, что оттуда вытеснены сети крупных террористических образований (в том числе в связи с прекращением финансирования), понизился уровень насилия, радикализм процветает среди молодёжи. Сегодня он проявляется в виде действия «спящих ячеек» и «одиноких волков». Именно такие одиночки взяли на себя ответственность за трагедии в Сургуте, Каспийске и Кизляре. Они заявляют о своей близости к террористам. Сегодня вербуют в Интернете.

В Дагестане действуют общины, которые не подчиняются, так сказать, официальному мусульманскому начальству, Духовному управлению мусульман. В республике и не только в этой молодые мусульмане собираются в сообщества, которыми на расстоянии руководят шейхи, представители радикальных течений. Такие ситуации, когда мусульмане находят духовных авторитетов за тысячи километров, посредством виртуального общения, сегодня не редкость.

К сожалению, отметил один из экспертов, назначение лояльных имамов не приводит к смене религиозной ситуации. Официальные структуры зачастую «неповоротливы», поэтому часто проигрывают неформальным лидерам, необходимы новые формы работы.

Самое адекватное оружие в борьбе с религиозным экстремизмом – религиозное образование.

«Борьба с терроризмом не сводится лишь к ликвидации тех, кто уже совершил преступления. Нашей стране нужна эффективная система профилактики терроризма, в создании которой должны принять участие и государство, и все здоровые силы общества, включая представителей традиционных религий. Важным фактором противодействия террористической идеологии может и должно стать религиозное образование», - отметил иерей Вадим Татусь, проректор по общим вопросам Оренбургской духовной семинарии. – «Мы ратуем за расширение преподавания религии в школах не потому, что хотим всех обратить в православие. Каждый — и взрослый, и ребенок — имеет право исповедовать любую религию или не исповедовать никакой. Мы обязаны позаботиться о том, чтобы наши граждане знали, чему учат традиционные религии, в чем отличие реального ислама от терроризма под исламскими лозунгами. И мы понимаем, что для этого крайне необходимо расширять преподавание религии в начальной, средней и высшей школе. Причем детям нужны знания не только в области своей собственной религиозной традиции, но и в области религиозных традиций своих соседей. Безграмотность в религиозных вопросах способна превратить наших молодых людей в легкую добычу экстремистских и террористических организаций».

   
   

Кроме того, один из ключевых методов борьбы с терроризма на территории России является интеграция мигрантов. Доктор исторических наук, профессор таджикского государственного национального университета Олимов Музаффар отметил, что необходимо на должном уровне заниматься адаптацией мигрантов. По его словам, приезжие люди, теряя социальные связи, находясь на чужбине, становятся легкой добычей для вербовщиков. Он привел положительный пример интеграции в Томске. Там мигранты вошли в местную общину мечети, состоящую из татар, они сумели найти общий язык и восприняли старших по возрасту мусульман-татар как своих аксакалов (старейшин).

К слову, в Оренбурге из 400 человек, посещающих соборную мечеть каждую пятницу, 300 – мигранты. Имам Альфит Шарипов, руководитель Духовного управления мусульман Оренбургской области, рассказал о том, как оренбургские мусульманские священники противодействуют распространению радикального экстремизма.

Фото: Урал56.ru

20 человек отправились служить в ИГИЛ (организацию, запрещенную на территории Российской Федерации) из нашей области. В Оренбуржье уделяется большое внимание развитию исламского образования. Имам настаивает на повышении квалификации священнослужителей, прошедших подготовку в Оренбургском медресе и вузах страны, не реже раза в год. Хазрат Альфит встречается со школьниками, студентами, рассказывает о ценностях традиционного Ислама, в мечетях объясняет различия в учениях, отделяя зерна от плевел.

У них ли нам учиться?

«Зачастую у проблемы экстремизма не столько религиозная основа, сколько политическая, которая выражается в заинтересованности тех или иных сил, или государств. Так называемые организации, которые связывают себя с религией, с ней ничего общего не имеют. Говоря о запрещенной организации ИГИЛ, мы должны понимать что в ней присутствует политический, коммерческий интерес и нет ничего общего с гуманной и мирной религией Ислам», - отметил вице-губернатор Дмитрий Кулагин. – «Попытки посеять зерна религиозного радикализма –  это дело рук нечистоплотных политиков и государств, которые претендуют на роль вершителей судеб. Есть такие попытки и на территории России. Бьют по самому незащищенному сегменту – молодежи. Здесь сфера нашего особого внимания и нашей работы».

Спикеры отмечали роль политики глобализации в беззащитности молодого поколения перед угрозой терроризма. Доктор исторических наук, президент Фонда исторической перспективы Наталия Нарочницкая отметила: «Либертаризм, ценностный нигилизм извратил понятие демократии, вступил с ней в противоречие. Размыт духовный стержень христианской цивилизации и чуть меньше исламской. Либертаризм сделал людей уязвимыми перед соблазном деструктивных интерпретаций писаний и Божественного послания человеку. История России являет позитивную практику сожительства народов на одной территории. Западная же цивилизация шла по пути создания моноэтнических и моноконфессиональных государств. В результате религиозных воин между католиками и протестантами истреблена почти треть населения Восточной Европы. У них ли нам учиться? Именно Россия являет позитивный пример, как научить жить в мире, исповедовать именно те общечеловеческие ценности, которые есть в этом мире. Этот опыт мы должны хранить, преумножать и, конечно, дополнять его конкретными практиками, которые позволяют нам снизить опасность явлений.  И коммунизм и либертарианские идеи почему-то считают, что надо нивелировать все, лишить всех культуры и веры. Но наоборот эти люди становятся уязвимыми для прямой пропаганды, тем более, что человек не может смириться с тем, что становится почти животным, которого удерживает от преступления лишь норма уголовного наказания. Горе такому обществу, где человека удерживает от преступления только лишь страх от уголовной нормы. Общество, в котором утрачено понятие стыда и греха, не может быть в порядке и его не может поддерживать даже полицейский, потому что он сам есть порождение этого общества».

Фото: Урал56.ru