Практически накануне Нового года Оренбургская область вновь попала в новостные выпуски федеральных каналов со скандальной историей.
На сей раз речь шла о том, что в Гае многодетная семья вынуждена жить в аварийном доме, а местные чиновники всячески отлынивают от исполнения своих должностных обязанностей. Мы решил подробно разобраться в этой ситуации и посмотреть на историю с аварийным жильем для многодетной семьи со всех точек зрения.
По закону
Итак, в 2017 году по всей стране закончился первый этап переселения жителей из ветхого и аварийного жилья. Эта программа касалась тех, кто проживает в домах, признанных аварийными до 2012 года.
Отметка о непригодности для проживания проставляется специальной межведомственной комиссией после всесторонней оценки его состояния. Эта же комиссия составляет трехлетний план расселения по району, городу или области, где можно проследить порядок, даты и участников программы. При переселении гражданам предоставляются благоустроенные жилые помещения равнозначные по общей площади ранее занимаемым (без учёта количества проживающих и количества комнат). Это что касается официальной стороны самого вопроса.
Теперь перейдём от общего к частному - конкретной ситуации, показанной в сюжете НТВ: «Семья Гониных из восьми человек живет в аварийном здании, которое в прямом смысле трещит по швам. Поселок Новопетропавловка — самая окраина области. До Оренбурга — 280 километров. Но даже в сельской глубинке такие жилищные условия считаются экстремальными. Водопровод отключили, канализация регулярно перемерзает. Электричество есть не всегда и не во всех комнатах. Денег на аренду квартиры у многодетной семьи нет. Но съезжать все равно придется. Гониных из аварийной квартиры гонят».
А вот теперь вернемся к самому информационному поводу.
Факты – вещь упрямая
Поговорим о фактах.
Факт первый. 12-квартирный дом, квартира в котором принадлежит свекру и свекрови матери многодетного семейства, был признан аварийным менее, чем полгода назад - 10 августа 2017 года, как гласит заключение специальной межведомственной комиссии, то есть намного позже 1 января 2012 года и никто не отказывал этой семье в переселении в новое жилье, но в порядке очереди, как и положено по закону.
Факт второй. Семье предложили три комнаты в общежитии в качестве временного жилья, но сама женщина написала письменный отказ от предоставляемых ее семье комнат, кстати, также отказалась она и от помощи соцработника в уходе за больной бабушкой и от мест в детских садах для детей. Вот здесь, можно понять многодетную мать – комнаты-то, конечно, надо было бы дать на одном этаже, принимая во внимание и наличие маленьких детей и больного пожилого человека.
Факт третий. На средства материнского капитала Ольга Гонина купила в Новотроицке комнату, где, согласно ее же заявлению, она «жить не желает из-за конфликта с соседями». Наверное, это, действительно очень большой конфликт с соседями, раз надо рисковать здоровьем детей и жить в аварийных условиях, имея другую, причем собственную жилую площадь.
Факт четвертый. В 2013 году Ольга Гонина снимается с регистрационного учета из родительской квартиры, которая потом приватизируется ее братом и продается. С тех пор женщина с детьми зарегистрирована в квартире мужа, которая сейчас и признана аварийной. Может быть, и здесь был конфликт, теперь уже семейный, если Ольга сталась без положенной ей части родительских квадратных метров?
Вот такие факты, опуская еще моральный облик самой заявительницы, наличие у нее судимостей за тяжкие преступления, в том числе и убийство, последняя судимость от декабря 2016 года и отсрочку исполнения наказания до исполнения 14-лет младшему сыну. В конце концов, судимость не может быть причиной отказа от положенных по закону квадратных метров. Кстати, семья Гониных состоит и в программе «Жилье для молодой семьи», по словам самой же Ольги, сертификат она получит ориентировочно в 2019-2020 гг.
Выводов, конечно, мы делать не будет. Поставим лишь несколько вопросов. Первое – устроили бы Ольгу Гонину три комнаты на одном этаже в качестве временного до переселения жилья или она начала бы придумывать другие причины для отказа? И второе - чего хочет добиться гайчанка, вынося эту ситуацию на общественный, причем такой широкий, суд, при этом отказавшись от всех решений, предложенных ей администрацией Гайского городского округа? Видимо, выход из сложившейся ситуации наметится только после того, как Ольга Гонина и муниципальная власть выстроят конструктивный диалог и найдут компромиссное решение.
В тему
Почти 800 ветхих и разрушающихся домов в Оренбургской области расселили за четыре года. Около 13 тысяч оренбуржцев переехали в новые благоустроенные квартиры. По данным регионального минстроя, аварийными с 2013 по 2017 год признали 197 тысяч квадратных метров жилья.
В областном правительстве пояснили, что задача по переселению граждан из аварийного жилфонда, поставленная президентом Российской Федерации Владимиром Путиным, стала одной из самых масштабных, а ее реализация находилась на личном контроле полпреда президента РФ в Приволжском федеральном округе Михаила Бабича и губернатора Оренбургской области Юрия Берга.
Итоговую отчетность о завершении программы в Оренбуржье приняли в Фонде содействия реформированию ЖКХ. За пять лет участниками этой программы стали 43 муниципальных образования области. Общая стоимость составила 5,6 миллиарда рублей, из них половину выделил Фонд содействия реформированию ЖКХ.