По следам караванов. Оренбургским железнодорожным мастерским - 110 лет

Но история железнодорожного сообщения по территории Оренбуржья имеет более глубокие исторические корни. Первые паровозы из Оренбурга отправились в Кинель еще в 1876-1877 годах. Оренбург стал форпостом на пути железнодорожного сообщения со Средней Азией.

   
   

Трудный путь в Азию

Связь с Средней Азии с Россией в XIX веке осуществлялась по караванным путям, пролегавшим в трех направлениях: через Оренбург, Западную Сибирь и туркменские степи. В 60-70-х гг. XIX в. главным караванным путем был путь Оренбург - Ташкент. В начале 70-х гг. караваны из Оренбурга в Ташкент шли 90-100 дней. Наем верблюда обходился в 9-12 рублей. Если учесть, что на верблюда можно нагрузить не более 16 пудов груза, то перевозка одного пуда груза обходилась в 56–75 копеек. Почти вдвое дороже нужно было заплатить за перевозку того же груза из Ташкента в Оренбург, так как в Ташкенте наем верблюдов стоил 16–25 рублей.

Из Оренбурга в Москву товары доставлялись по железной дороге. Провоз одного пуда груза по железной дороге составлял 40–70 копеек. Таким образом, транспортировка одного пуда груза из Ташкента в Москву обходилась от 1 рубля 40 копеек до 2 рублей 25 копеек.
Караваны, идущие из Ташкента в Оренбург, находились в пути минимум три месяца, а для доставки товаров из Средней Азии в Москву надо было потратить пять-шесть месяцев.

Фото: История Оренбуржья

Кроме того, караванная транспортировка была чрезвычайно долговременной и дорогой, она была и крайне ненадежной: товары очень часто гибли в пути по разным причинам – гибли вьючные животные, нападали степные грабители, наконец, погонщики могли бросить взятый товар и нагрузить своих верблюдов более дорогими, то есть более выгодными поклажами.

По тем же караванным путям перевозилась почта. Почтовые тракты находились в отвратительном состоянии, хотя на содержание почтовых путей и почтовых лошадей казна ежегодно тратила 740 тысяч рублей.

Из Москвы в Ташкент

О необходимости провести в Средней Азию железную дорогу в Петербурге, Москве и других крупных городах России начали говорить и писать еще в 50-х гг. XIX в. Первый проект строительства железнодорожного пути в Туркестан был подан в 1854 г. генерал-майором Мальцевым. Естественно, он был преждевременным – в это время была построена практически первая железная дорога из Петербурга в Москву, и никто не стал всерьез рассматривать столь экзотический проект. Но идея не заглохла. В 60-70-х гг. XIX в. железнодорожное строительство в России получило широчайший размах и в этих условиях, естественно, вновь стала популярной тема проведения железной дороги в Среднюю Азию. Особенно упорно (основываясь на изысканиях научной экспедиции) на создание стального пути в Туркестанский край ратовал первый туркестанский генерал-губернатор К.П. фон Кауфман. Его оппонентами были, прежде всего, мусульманские священнослужители, распускавшие провокационные слухи, будто русские собираются для своих дорог конфисковать обширные земли, в том числе в Бухарском эмирате. Они, кстати, натравливали дехкан на инженеров, проводивших полевые изыскания.

Фото: История Оренбуржья

Несмотря на все это, в России начали строить железную дорогу, связывающую Центральную Россию с Ташкентом. Вот только пролегла она не через Оренбург, а по побережью Каспийского моря. Позже она получила название Среднеазиатской железной дороги.

   
   

Среднеазиатская железная дорога внесла большие изменения в жизнь Туркестана, однако она оставалась внутренней, не связанной с сетью российских дорог. Для того чтобы попасть из России в Ташкент, нужно было доехать до Астрахани, пересечь Каспийское море, в Красноводске сесть на поезд и двигаться порой с черепашьей скоростью (если ветер нес песок из пустыни) в центральную часть края. Такое путешествие было более удобным, чем в почтовом тарантасе, но все же не очень, учитывая пересадки и морской переход, который не для всех был комфортным. Тем не менее, пассажирский поток на новой трассе постоянно увеличивался: в 1889 г. было перевезено 213 020 пассажиров, а в 1900 – 745 336, то есть в 3,5 раза больше. Пассажирское движение особенно быстро росло между городами Ташкент, Самарканд, Коканд.

Оренбургская «ветка»

Все говорило о том, что нужна была еще одна дорога, которая явилась бы частью сети российских железных дорог. О такой дороге в Туркестане мечтали еще с 60-х гг. XIX в. После того как Транссибирская магистраль прошла через Оренбург, можно было начинать строить Оренбургско-Ташкентскую дорогу по местам, где проходил древний караванный путь, а затем почтовый тракт.

Фото: История Оренбуржья

Строительство началось осенью 1900 г. и велось одновременно от Оренбурга и Ташкента через Илецк, Актюбинск, Казалинск, Перовск и Туркестан. Условия для прокладки пути были нелегкими, но у строителей теперь был опыт. Если Среднеазиатскую дорогу строили почти 20 лет, то Ташкентскую проложили за 5 лет - в январе 1906 г. дорога вступила в эксплуатацию; длина ее составила 1736 верст. С этого времени значение Ташкента как крупного железнодорожного узла и центра обширного региона значительно выросло.

В период строительства Оренбургско-Ташкентской дороги было возведено 34 станции со всеми необходимыми службами и воинскими казармами. Строители построили 66 разъездов (дорога была однопутная на первых порах) с запасными путями. Пропускная способность дороги определялась в 20 пар поездов в сутки. На дороге построены железнодорожные мастерские (в Оренбурге, Актюбинске, Ташкенте), зернохранилища (ст. Новосергиевская, Платовка), элеватор в Оренбурге (на 200 тыс. пудов); открыто 13 железнодорожных училищ, библиотеки. Чистый доход к 1913 году составил в пределах 5% от основного капитала (184,2 млн. руб). 

Фото: История Оренбуржья

Дорога принадлежала Министерству путей сообщения, управление находилось в Оренбурге. Здание Управления Оренбург-Ташкентской железной дороги находилось в самом центре Оренбурга на Соборной площади (ныне ул. Советская, 52). Позднее железнодорожное управление переехало в собственное здание недалеко от вокзала.

Интересный факт. Одним из самых первых пассажиров Оренбургской железной дороги, вероятно, был известный писатель Лев Толстой. 4 сентября 1876 года путешествующий по России граф Толстой отправил жене из Самары телеграмму, в которой сообщал, что, наверное, предпримет поездку «по только что открывшейся железнодорожной ветке на Оренбург».

К тому времени Толстой уже опубликовал свой роман-эпопею «Война и мир» и был знаменит. Однако именно в 70-ых годах началось преследование писателя по причине его «неблагонадежности». Историки и краеведы не раз обращали внимание на посещение Оренбургского края Львом Толстым. Но, с сожалением отмечали, что конкретного материала о его пребывании в Оренбурге не найдено, остается лишь строить догадки, пользуясь короткими телеграммами писателя и фактами из его биографии.

Николай Прянишников в своей книге «Писатели-классики об Оренбургском крае» приводит любопытные данные. Из переписки с женой известно, что Лев Толстой собирался сделать остановку в Бузулукском уезде, чтобы посетить свое имение в окрестностях села Богатого. А затем намеревался продолжить путешествие в Оренбург, но, не будучи уверенным, готова ли «чугунка» до Оренбурга, допускал, что, может быть, придется ехать на лошадях. 7 сентября 1876 года Толстой телеграфировал жене из Самары, что ему «устроили билет по железной дороге на Оренбург», и он едет нынче. Телеграмма о прибытии в губернский центр ушла в Ясную Поляну 12 сентября, а 20 сентября и сам писатель вернулся домой. Так что его пребывание в Оренбурге было совсем непродолжительным.

Так или иначе, Среднеазиатская и Оренбургско-Ташкентская дороги завершили экономическое присоединение Средней Азии к России, включив регион в общероссийский рынок.