Трагический праздник
Этот праздник называется по разному: Неделя ваий, Пальмовое воскресенье, Вербное воскресенье и предвосхищает Страстную неделю, шестую неделю Великого Поста, неделю перед Пасхой.
В русских богословных книгах эта неделя называется также Цветоносной. Но все православные привыкли давно уже к названию Вербное воскресенье.
Что же это за праздник и почему вход Господень в Иерусалим так важен?
Этот день символизирует с одной стороны признание Иисуса Мессией (Христом), а с другой стороны – это прообраз входа сына человеческого в рай.
Описание этого события, одного из важных событий последних земных дней ИисусаЮ есть во всех четырех Евангелиях, рассказанное в них несколько отличается друг от друга, но суть одна.
Итак, Иисус въехал в Иерусалим верхом на осле. Надо отметить, что в то время на Востоке въезд верхом на осле означал мир, а верхом на коне – войну. С приходом Мессии в город жители Иерусалима связывали надежды освобождения от римского ига, к тому же восторг встречи был связана еще и с тем, что люди уже узнали о чудесном воскрешении Лазаря, который был мертв уже четыре дня. Именно поэтому субботу накануне Вербного воскресения называется Лазарева.
Ликование людей сопровождалось тем, что горожане устилали его путь пальмовыми ветками и своими одеждами, отсюда и одно из названий этого праздника – Пальмовое воскресенье.
Вообще Вход Господень в Иерусалим – один из самых трагических праздников в христианстве, ведь связывая с Мессией надежды на освобождение от иноземцев, ликующие горожане так же быстро и отвернуться от него, поняв, что политические победы невозможны, так же активно, как ликование, обрушится на голову Иисуса и гнев народа.
Еще один известный библейский сюжет связан с этим праздником – изгнание торговцев из храма.
На празднике Пасхи в Иерусалиме евреи были обязаны « заклать пасхальных агнцев и принести жертвы Богу, в связи с чем в храм сгоняли жертвенный скот и устраивали лавки для продажи всего необходимого при жертвоприношениях. Здесь же располагались разменные кассы: в обиходе были римские монеты, а подати в храм по закону уплачивались еврейскими сиклями (шекелями). После своего входа в Иерусалим, Иисус направился прямо в храм, увидел торговцев и изгнал их: «И вошёл Иисус в храм Божий и выгнал всех продающих и покупающих в храме, и опрокинул столы меновщиков и скамьи продающих голубей, и говорил им: написано, — дом Мой домом молитвы наречётся; а вы сделали его вертепом разбойников». (Мф. 21: 12-13).
Ветви добродетели
Праздник входа Господня в Иерусалим в Великую Русь пришел в 10 веке. Что касается вербы, что в России пальмы не растут, их символом и является верба, которой славяне придавали некоторые мистические свойства. Первое упоминание об использовании вербы в богослужении находят в Изборнике Святослава.
В православии ветки вербы называют «ветвями добродетели»: они метафорично тянутся к небу. Кстати, в Ветхом Завете говорится о том, что в храм люди должны были приносить «начатки» живого... В Вербное воскресенье соблюдающим пост наконец разрешаются рыба и вино.
Вербу освящают в субботу на Всенощном бдении. Дома ее ставят в воду, а потом веточки можно высадить в землю. Если же они простояли долго и засохли, их надо отнести в храм и сжечь в церковной печи...
С вербой связано еще одно поверье: говорят, что в ночь на 4 декабря, когда наступает праздник Введения Богородицы во Храм, незадолго до полуночи покрытые льдом вербные почки раскрываются, издавая потрескивание, из них даже появляются листики...
Освященная Верба способствовала хорошему урожаю и плодородию земли. Также считалось, что освященная верба могла наделить человека крепким здоровьем, помочь в излечении хвори, предохранить от заболеваний и несчастных случаев. Верба могла избавить от бесплодия. Вербу в старину, как и в наше время, принято хранить за иконами в переднем углу, весь год. После, через год, веточки Вербы необходимо сжечь в печи, но ни в коем случае не выбрасывать.
Когда в деревне начиналась гроза, веточку освященной вербы ставили на окно, люди верили, что верба сбережет дом от попадания молнии. С помощью освященной вербы в старые времена отыскивали клады, определяли ведьм и колдунов. Освященная верба также наделяла здоровьем и хорошим потомством, домашний скот. Веточки вербы прикрепляли в хлевах и сараях, где стоял домашний скот. Обязательно, перед тем, как первый раз идти на пастбище, веточки вербы необходимо было скормить животному.
Общераспространённым в народе был обычай слегка ударять друг друга вербой. После заутрени, к которой малых детей не водили, возвратившиеся из церкви домой родители никогда не упускали случая поднять с постели детишек лёгкими ударами вербы, приговаривая: «Верба хлыст, бей до слёз. Не я бью, верба бьёт. Будь здоров, как верба».
Особой приметой вербной недели считались вербные базары. Особенно они были любимы детьми, так как на них был представлен богатый выбор детских игрушек, книг, сластей. Там же покупали связанную пучками вербу. К пучку привязывали украшение — бумажного ангелочка. Он так и назывался «вербный херувим».
С вербой связано много поговорок и примет: «На канун Вербного воскресенья Святой Лазарь за вербой лазил», «Скотину выгоняют в поле в первый раз вербой с Вербного воскресенья», «Если вербная неделя ведряная, с утренниками, то яри хороши будут», «На вербной мороз — яровые хлеба хороши будут», «Верба распутицу ведёт, гонит с реки последний лёд», «Не верба бьёт, а старый грех».
Смотрите также:
- Митрополит Валентин: «Пусть рождественская радость наполняет наши сердца!» →
- В преддверии великого праздника. Как справить Сочельник с пользой для духа →
- Вербное Воскресенье. Встречаем Вход Господень в Иерусалим →