По данным регионального министерства образования, накануне учебного года школы области укомплектованы кадрами на 98,9 %. И только директора учебных заведений да сами педагоги знают, какой ценой и какими усилиями достигается этот отличный показатель. В реальности, к сожалению, всё далеко не так красиво, как в отчётах.
Смешные деньги
В Курманаевском районе 8 средних школ с тремя филиалами и одна основная. Итого 12. А учителей физики с соответствующей квалификацией всего пять, причём двое из них давно перешагнули пенсионный возраст. Все педагоги более чем перегружены.
Алексей Щанькин – один из самых молодых физиков в районе и потому наиболее мобильный. Он работает в Курманаевской средней школе, а по совместительству преподаёт физику в Ефимовке и Кутушах. Общая нагрузка в прошлом году превышала 36 часов. Если к этому прибавить время, которое тратится на путь к ученикам и обратно домой, получается, что жить педагогу совсем некогда. На дорогу от Курманаевки до Ефимовки, к примеру, при хорошей погоде требуется около часа, в распутицу и метель ещё больше. Это только туда, а ещё и обратно вернуться нужно. Дома ждут жена и трое детей.
Алексей Сергеевич окончил Оренбургский педагогический университет в 2004 году. Квалификация «Учитель физики и математики» тогда была присвоена 50 выпускникам. В школу после получения диплома пошли только пятеро. До сих пор несут детям разумное, доброе и вечное Алексей Щанькин и его одногрупница Татьяна Хамидуллина. Остальные дипломированные специалисты пошли в другие сферы деятельности, но осуждать их выбор никто не берётся.
- Кто пойдёт работать за смешные деньги, которые сегодня платят в образовании молодым специалистам? При этом ответственность и нагрузка просто колоссальные. Ещё и обязанности лаборантов учителям приходится исполнять, потому что лаборантов в школах нет, - объясняет педагог.
Переучивать – не выход
Школа №2 в Кувандыке самая большая, здесь обучаются 990 учеников.
В новом учебном году под руководством Елены Ивановны к работе приступят 55 педагогов. Из них до 30 лет - всего два человека. Средний возраст коллектива – 47 лет, многим учителям уже за 65 лет, есть и те, кому больше 75. Но никого из них директор не может отпустить на заслуженный отдых, напротив - уговаривает поработать ещё. Заменить ветеранов педагогического труда просто некем. За последние два года ни один молодой специалист к ним в школу не пришёл.
- Ситуация с каждым годом меняется в худшую сторону, — констатирует ведущий специалист управления образования Кувандыкского городского округа Ольга Степанова. - Было время, когда на работу в школы нашего округа по 10-13 молодых специалистов приходили. Теперь 2-3 - уже радость. Целевой договор для поступления в педагогический вуз выпускники школ тоже заключать не торопятся. В этом году, к примеру, ни один так и не был заключён. А значит, ни учить, ни ждать нам некого. Между тем, дефицит кадров испытывает не только Кувандык. Еще острее эта проблема стоит в сельских населенных пунктах. Ситуация в других муниципальных образованиях области мало чем отличается от Кувандыка.
Куда уходит молодёжь?
Оренбургский государственный педагогический университет ежегодно выпускает более 400 дипломированных специалистов по разным профилям. Учитывая потребности школ в кадрах, в вузе комбинируют специальности в самых разных вариациях. Иностранный язык, например, даже с историей и с начальным образованием соединили. Всего 20 направлений подготовки, не считая психологических. На обучение будущих педагогов тратятся бюджетные средства. А педагоги из категории «будущие» всё чаще переходят в категорию «несостоявшиеся».
В одной группе с Юлей учились 12 человек. В школу пока не устроился никто. Ушли в торговлю, в салоны красоты, замуж, но не в педагогику.
Сама Юля сейчас работает в ресторане быстрого питания инструктором по обучению. Будучи студенткой, начинала в общепите с помощника по кухне. За год заметно продвинулась и в карьере, и в зарплате. Сейчас на руки получает 35 тысяч рублей и вполне серьёзно рассматривает дальнейшую работу в компании. Хотя и в качестве школьного учителя не прочь себя попробовать.
После долгих раздумий девушка решила устроиться в образовательное учреждение. Но пока по совместительству и всего на несколько часов. И эти часы Юля будет преподавать в частной школе. Там зарплата повыше, а детей поменьше. С детства мечтала быть педагогом и студенческая подружка Юли, но тоже отказалась от мечты в пользу заработка. Она успешно работает SMM-специалистом и получает около 60 тысяч рублей в месяц. В школе таких денег даже с нагрузкой 30 часов не заработать.
Анастасия Юдина окончила педагогический университет в прошлом году. Целый год отработала учителем русского языка и литературы в оренбургской школе № 24. При нагрузке 27 часов её зарплата ни разу не превысила 22 тысяч рублей. В этом году Настя ещё продолжит учить детей, а весной будет поступать в магистратуру одного из вузов Санкт-Петербурга на специальность «Журналистика».
- Чтобы молодые учителя не уходили из школы, должна быть достойная оплата труда за адекватную нагрузку. И количество документов надо уменьшить: отчётов и журналов всяких у учителей столько, что об уроках думать некогда, — считает Анастасия.
Её однокурсницы тоже ищут себя в других сферах. Среди них есть бортпроводницы, администраторы, парикмахеры, продавцы. И только учителей - единицы. И те в частных школах или в колледжах.
КОМПЕТЕНТНО
Ректор Оренбургского государственного педагогического университета Светлана Алёшина.
МНЕНИЕ
Директор Ефимовской средней школы Михаил Ярмушев.
- Учителя физики в нашей школе нет уже три года. Есть проблема и с преподаванием истории и обществознания. Молодёжь в школу идти не хочет. Я, наверно, последний, кто пришёл в нашу школу после вуза. Это было 18 лет назад. Мы подаём заявки, сообщаем о вакансиях, но желающих приехать к нам нет. Грустно, но, наверно, в скором будущем придётся внедрять программу «Мобильный учитель». Тогда хоть с совместителями проблем не будет. А то ходят слухи, что нам запретят привлекать внешних совместителей, то есть, педагогов из других школ. Как тогда проблему с кадрами решать - непонятно.