Учитель на три села. В Оренбуржье не хватает квалифицированных педагогов

По данным областного министерства образования школы укомплектованы кадрами на 98,9 %. © / pixabay.com

По данным регионального министерства образования, накануне учебного года школы области укомплектованы кадрами на 98,9 %. И только директора учебных заведений да сами педагоги знают, какой ценой и какими усилиями достигается этот отличный показатель. В реальности, к сожалению, всё далеко не так красиво, как в отчётах.

   
   

Смешные деньги

В Курманаевском районе 8 средних школ с тремя филиалами и одна основная. Итого 12. А учителей физики с соответствующей квалификацией всего пять, причём двое из них давно перешагнули пенсионный возраст. Все педагоги более чем перегружены.

Алексей Щанькин – один из самых молодых физиков в районе и потому наиболее мобильный. Он работает в Курманаевской средней школе, а по совместительству преподаёт физику в Ефимовке и  Кутушах. Общая нагрузка в прошлом году превышала 36 часов. Если к этому прибавить время, которое тратится на путь к ученикам и обратно домой, получается, что жить педагогу совсем некогда. На дорогу от Курманаевки до Ефимовки, к примеру, при хорошей погоде требуется около часа, в распутицу и метель ещё больше. Это только туда, а ещё и обратно вернуться нужно. Дома ждут жена и трое детей.

- В прошлом году меня ещё и в Михайловку приглашали совместителем, - рассказывает учитель Алексей Щанькин. - Даже не приглашали, а очень просили. И в Кандауровку зовут уже не первый год. Там тоже физика нет. Понимаю, что дети не виноваты. Им нужно программу осваивать, но разорваться тоже не могу.  Да и автомобиль жалко. Я ж на личном транспорте до школ добираюсь.  

Алексей Сергеевич окончил Оренбургский педагогический университет в 2004 году. Квалификация «Учитель физики и математики» тогда была присвоена 50 выпускникам. В школу после получения диплома пошли только пятеро. До сих пор несут детям разумное, доброе и вечное Алексей Щанькин и его одногрупница Татьяна Хамидуллина. Остальные дипломированные специалисты пошли в другие сферы деятельности, но осуждать их выбор никто не берётся. 

ФАКТЫ
Оклад учителя общеобразовательной школы в регионе составляет 9700 рублей. Вместе с различными доплатами зарплата молодого педагога при нагрузке 18 часов в неделю составляет 15-17 тысяч рублей.

- Кто пойдёт работать за  смешные деньги, которые сегодня платят в образовании молодым специалистам? При этом ответственность и нагрузка просто колоссальные. Ещё и обязанности лаборантов учителям приходится исполнять, потому что лаборантов в школах нет, - объясняет педагог.

Переучивать – не выход

Школа №2 в Кувандыке самая большая, здесь обучаются 990 учеников.

   
   

- У нас престижно учиться и выгодно работать, — рассказывает директор Кувандыкской школы № 2 Елена Булгакова. - Из-за большого количества параллелей у педагогов нет проблем с нагрузкой. Но даже у нас есть дефицит кадров. Наша боль – физика. Физиков нет совсем,  и взять их негде. Приходится математиков переучивать, но и это не спасает. Кстати, и учителей математики тоже не хватает, а ещё – преподавателей иностранных языков.

 В новом учебном году под руководством Елены Ивановны к работе приступят 55 педагогов. Из них до 30 лет - всего два человека.  Средний возраст коллектива – 47 лет, многим учителям уже за 65 лет, есть и те, кому больше  75. Но никого из них директор не может отпустить на заслуженный отдых, напротив - уговаривает поработать ещё. Заменить ветеранов педагогического труда просто некем. За последние два года ни один молодой специалист к ним в школу не пришёл.

- Ситуация с каждым годом меняется в худшую сторону, — констатирует ведущий специалист управления образования Кувандыкского городского округа Ольга Степанова. - Было время, когда на работу в школы нашего округа по 10-13 молодых специалистов приходили. Теперь 2-3 - уже радость. Целевой договор для поступления в педагогический вуз выпускники школ тоже заключать не торопятся. В этом году, к примеру, ни один  так и не был заключён. А значит, ни учить, ни ждать нам некого. Между тем, дефицит кадров испытывает не только Кувандык. Еще острее эта проблема стоит в сельских населенных пунктах. Ситуация в других муниципальных образованиях области мало чем отличается от Кувандыка.

Куда уходит молодёжь?

Оренбургский государственный педагогический университет ежегодно выпускает более 400 дипломированных специалистов по разным профилям. Учитывая потребности школ в кадрах, в вузе комбинируют специальности в самых разных вариациях. Иностранный язык, например, даже с историей и с начальным образованием соединили. Всего 20 направлений подготовки, не считая психологических. На обучение будущих педагогов тратятся бюджетные средства. А педагоги из категории «будущие» всё чаще переходят в категорию «несостоявшиеся».

- После объявления итогов госэкзаменов председатель комиссии обратился к нам с призывом обязательно идти работать в школу, потому что только в Оренбурге не хватает 30 учителей физики. В масштабах области эта цифра в несколько раз больше. Но мы только улыбались в ответ, — рассказывает выпускница 2021 года по специальности «Математика и физика» Юлия Шатунова.

В одной группе с Юлей учились 12 человек. В школу пока не устроился никто. Ушли в торговлю, в салоны красоты, замуж, но не в педагогику.

В ТЕМУ
Программа «Земский учитель» и миллион рублей в качестве подъёмных молодых специалистов не привлекают. В прошлом году её участниками стали лишь 11 выпускников педагогического вуза.

Сама Юля сейчас работает в ресторане быстрого питания инструктором по обучению. Будучи студенткой, начинала в общепите с помощника по кухне. За год заметно продвинулась и в карьере, и в зарплате. Сейчас на руки получает 35 тысяч рублей и вполне серьёзно рассматривает дальнейшую работу в компании. Хотя и в качестве школьного учителя не прочь себя попробовать.

- Учитель – это сложная, но интересная профессия. От детей всегда чувствуешь отдачу, - признаётся Юля. - Невероятные ощущения испытываешь, когда видишь, что ребята поняли материал, что ты смогла объяснить новую тему. Если бы платили нормально за эту работу, я бы обязательно пошла в школу.

После долгих раздумий девушка решила устроиться в образовательное учреждение. Но пока по совместительству и всего на несколько часов. И эти часы Юля будет преподавать в частной школе. Там зарплата повыше, а детей поменьше. С детства мечтала быть педагогом  и студенческая подружка Юли, но тоже отказалась от мечты в пользу заработка. Она успешно работает SMM-специалистом и получает около 60 тысяч рублей в месяц. В школе таких денег даже с нагрузкой 30 часов не заработать.

Анастасия Юдина окончила педагогический университет в прошлом году. Целый год отработала учителем русского языка и литературы в оренбургской школе № 24. При нагрузке 27 часов её зарплата ни разу не превысила 22 тысяч рублей. В этом году Настя ещё продолжит учить детей, а весной будет поступать в магистратуру одного из вузов Санкт-Петербурга на специальность «Журналистика».

- Чтобы молодые учителя не уходили из школы, должна быть достойная оплата труда за адекватную нагрузку. И количество документов надо уменьшить: отчётов и журналов всяких у учителей столько, что об уроках думать некогда, — считает Анастасия.

Её однокурсницы тоже ищут себя в других сферах. Среди них есть бортпроводницы, администраторы, парикмахеры, продавцы. И только учителей - единицы. И те в частных школах или в колледжах.

КОМПЕТЕНТНО

Ректор Оренбургского государственного педагогического университета Светлана Алёшина.

- Чтобы повысить престиж профессии учителя, необходимо увеличить базовый оклад за одну ставку, которая составляет 18 часов. Необходимо также внести в Кодекс об административных правонарушениях РФ пункт, предусматривающий ответственность за оскорбление и унижение профессиональной чести и достоинства учителя. Важно также обеспечивать педагогических работников служебным жильём при необходимости и снизить для них ипотечную ставку.

МНЕНИЕ

Директор Ефимовской средней школы Михаил Ярмушев.

- Учителя физики в нашей школе нет уже три года. Есть проблема и с преподаванием истории и обществознания. Молодёжь в школу идти не хочет. Я, наверно, последний, кто пришёл в нашу школу после вуза. Это было 18 лет назад. Мы подаём заявки, сообщаем о вакансиях, но желающих приехать к нам нет. Грустно, но, наверно,  в скором будущем придётся внедрять программу «Мобильный учитель». Тогда хоть с совместителями проблем не будет. А то ходят слухи, что нам запретят привлекать внешних совместителей, то есть, педагогов из других школ. Как тогда проблему с кадрами решать - непонятно.