Союзники или соперники? Как найти общий язык педагогам и родителям

Свидетелем конфликта родителя и педагога ребенку лучше не становиться. © / pixabay.com

В одной из школ Оренбурга произошёл конфликт между мамой ученика и учителем. Педагог, провожая детей, попросила не раздувать при них скандал, повернулась, чтобы уйти, но получила удар в плечо. Ситуация быстро стала достоянием общественности. И чем шире расходятся круги, тем яснее становится, что проблема носит системный характер.

   
   

Прокуроры и медиаторы

Слово «буллинг» - агрессивное преследование одного человека другими – вошло в наш лексикон недавно. Конфликтные ситуации бывали всегда, и это объяснимо. В школе обучаются несколько сотен детей и подростков, и каждый – со своим воспитанием, характером и наклонностями. Сохранить мир и спокойствие в таком бурлящем котле непросто. Однако, как выясняется, в школе жертвой может стать не только ученик, но и учитель. Когда конфликт выходит за пределы школьных стен, становится видно, что разные стороны подают его по-разному.  

Сначала прошла информация, что родительница толкнула учителя в плечо, позже педагога госпитализировали с приступом – якобы сказались волнения последних дней. Управление образования в официальном релизе сообщило, что при внутреннем расследовании факт нанесения ударов педагогу не подтвердился. Для беседы за одним столом были приглашены сотрудники управления образования, школы, ученик и его мама. Участвовал ли во встрече учитель, не уточняется.

- Директору образовательного учреждения даны рекомендации по работе с родителями класса, а также с учителями, — сообщила начальник городского управления образования Лариса Бебешко. - К беседе также был привлечен специалист по решению конфликтов — медиатор из Торгово-промышленной палаты.

Прокуратура обязана дать оценку тому, что произошло, в том числе - организации учебного процесса в целом и целесообразности проведения процессуальной проверки.

В ТЕМУ
По сегодняшним законам психолог не имеет право работать с учеником без согласия родителей. А они нередко не видят или не хотят видеть проблемы: кто угодно может быть хулиганом, но не их сын или дочь.

В соцсетях подобные случаи описываются чаще, чем об этом официально сообщается. 

- Наш класс буквально терроризирует один мальчик, — рассказывает мама первоклассницы. – Он раскидывает чужие учебники, может вырвать лист из тетради, скомкать и бросить в одноклассницу. И даже это не всё. Бывали случаи, когда он пинал по ногам учительницу. Она молоденькая у нас, справиться с ним самостоятельно у неё не получается. Когда на родительских собраниях делаем замечание его маме, она лишь отмахивается и говорит, что у неё просто активный ребёнок. 

   
   

По сегодняшним законам психолог не имеет право работать с учеником без согласия родителей. А они нередко не видят или не хотят видеть проблемы: кто угодно может быть хулиганом, но не их сын или дочь.

- Родители, конечно, разные попадаются, я стараюсь выстраивать со всеми отношения в спокойном ключе, - говорит замдиректора по учебно-воспитательной работе школы  № 88 г. Оренбурга,  учитель истории и обществознания, победитель областного конкурса «Учитель Оренбуржья - 2021» Марат Хажумаров. - Понимаю, что для каждого из родителей – его ребёнок - это лучший ребенок, не всегда они понимают всю серьёзность ситуации. Я стараюсь объяснять всё спокойно, адекватно. Лично в моей педагогической практике за 11 лет серьёзных проблем не было. Были споры, но они разрешались сразу, как только начинались. Никогда агрессии лично ко мне я не испытывал.  

Марату Хажумарову – 35 лет. Он не против пирсинга или яркого цвета волос, но уверен, что всему своё время и своё место. Для ученика школа - это его место работы.

- Мне кажется, что мы должны прививать ученикам  понимание, где они находятся, что делают и как нужно выглядеть, - считает молодой педагог. - Существуют нормы морали, в конце концов. В свободное время – всё что угодно. У нас  выбран новый президент школы, который возглавляет школьное самоуправление. Впервые им стала восьмиклассница, Алиса Романенко. На днях она встречалась с директором школы, они обсуждали ряд предложений и вопросов. Пришли к такому решению: если ученик в течение пяти дней ходит на занятия в школьной форме, то в субботу он может выбрать любую одежду. Мне кажется, это идеальный компромисс для сегодняшнего времени, к которому можно прийти.  

Чёрный фартук, белый воротник

В советские времена всё было просто – одна школьная форма на всю страну,  с небольшими вариантами. Перестройка изменила всё – каждое учебное заведение стало устанавливать свои правила и выбирать форму. Иногда обсуждалось мнение -  разрешить ли  детям ходить в обычной одежде, противники выдвигали контраргумент – будет слишком видно, кто из бедной семьи, а кто – из богатой, это станет причиной конфликтов. Форму всё-таки удалось сохранить. Но подростки в любые времена стремятся выделиться.

- Я на своём опыте ощутила разницу отношений, — делится мнением ученица 11 класса Настя Литвинова.  - До десятого класса я училась в одной школе. И там нас ругали за «несоответствие школьной формы», девчонок отправляли умываться, даже если просто прыщи замазывали «тональником». Я летом перед 9 классом сделала септум (колечко в носу — прим. авт.), но мне сказали его прятать. Весь год так и проходила. Мою знакомую заставляли волосы из рыжего перекрашивать в «естественный цвет». Сейчас я заканчиваю 11-й класс в другой школе, и здесь учителя более прогрессивные. Даже старшего поколения. В основном блюдут только школьную форму. Наша классная руководительница положительно относится к самовыражению молодёжи, не ругает за пирсинг или цвет волос. Но мы и сами не доводим до крайностей, если честно. У нас парни есть с длинными волосами, есть крашеные мальчишки. Ни разу не слышала, чтобы их за это отчитывали.

Педагоги с большим стажем иногда не готовы мириться с тем, как выглядят их ученики. Люди старой закалки воспитаны тогда, когда авторитет  учителя был непререкаем, распоряжения не обсуждались, а инакомыслие было просто недопустимо. Сейчас всё иначе, и родители нередко встают на сторону своего сына или дочери.

- Моя дочь прятала пирсинг какое-то время, потому что учителя придирались - рассказывает мама десятиклассницы Ирина. – Потом серьгу пришлось снять совсем. А разрешила я ей проколоть, потому дочь давно хотела это сделать в каком-то подпольном месте. Я решила, что уж лучше сама свожу к специалисту с медицинским образованием, и та всё сделает по правилам.

Куда девать эту подростковую энергию, это желание проявить себя? Марат Хажумаров уверен, что выход энергии должен быть в достижениях ребёнка: «Если не брать во внимание учебный момент - кто-то любит писать сценарии, кто-то фотографировать и снимать видео. Один - выступать на сцене, другой – прирождённый лидер. Так вот школа должна предоставить равные возможности каждому проявить свои качества и способности.  Ведь природой в каждом ребёнке эти таланты заложены».

Официальные меры

В области поддержали инициативу Министерства просвещения РФ и создали региональный штаб общественного родительского контроля. В начале декабря уже прошло его первое заседание. В составе штаба - представители родительских и педагогических сообществ, родительские ассоциации, родительские комитеты, общественные родительские объединения и родительское крыло Российского движения школьников.

Основные задачи – сбор и анализ информации по вопросам модернизации образовательной инфраструктуры; проведения строек общеобразовательных организаций; капитального ремонта образовательных организаций; закупок и оснащения оборудованием образовательных организаций, обеспечения бесплатным горячим питанием в школах и организации просветительской деятельности.

–. Родительский контроль является сейчас приоритетным направлением в оценке качества образования. Инновации в сфере образования предполагают активное привлечение родителей к оценке работы образовательной организации, – отмечает начальник отдела дополнительного образования минобра Юлия Воронина. – Родительский контроль, наряду с государственным, будет более объективно производить анализ учебного процесса, и делать образовательную среду открытой, доступной и прозрачной.

Главное, чтобы работа этого штаба не превратилась в формальность, а конфликтные ситуации решались без вмешательства прокуратуры.  

В ТЕМУ:

Член  регионального штаба общественного родительского контроля Анна Межова:

- Недавно в рамках работы штаба ездили в Соль-Илецкий городской округ, говорили с учителями, психологами, специалистами центра, где оказывают поддержку. Был честный разговор о том, как обстоят дела. В первую очередь, видим нехватку психологов в школах, особенно в районах. Сложные случаи всплывают, поэтому очень важно, чтобы были хорошие специалисты, важно, чтобы люди им доверяли, шли за помощью и советом.
Необходимы дополнительные программы по стимулированию специалистов в районах и городских округах. Необходимо поднимать заработную плату психологам в школах. Те ставки, которые есть сейчас, совершенно не отвечают реалиям времени. Если мы хотим, чтобы в школе было меньше конфликтов и тяжёлых ситуаций, то необходимо выделять дополнительные ресурсы на создание реально работающих служб медиации, на зарплаты и обучение. Создание этих структур в образовательных учреждениях жизненно необходимо.