Уже несколько недель в Оренбурге обсуждают назревающие изменения в организации школьного питания. Только обсуждают в соцсетях, на тех же школьных кухнях и среди родителей. Представители органов власти до последнего хранили молчание.
Передел рынка?
Готовящиеся перемены из разряда слухов перешли в конкретную тему для обсуждения после того, как сотрудники трёх комбинатов школьного питания (КШП) подписали открытое письмо к главе областного центра Владимиру Ильиных. В нём почти 900 человек подписались под прошением продлить действующие договоры между школами и КШП до конца учебного года, хотя срок их истекает уже в конце декабря.
Эти договоры школы и КШП заключают уже не первый год. Система проста – в городе три комбината, которые предлагают свои услуги образовательным учреждениям. Руководство школ вместе с родителями выбирают, с каким КШП они будут сотрудничать. С нового года школам предлагают перейти на другой формат выбора организатора питания в столовых. Теперь это будут делать через аукционы. Этот механизм и вызвал беспокойство у сотрудников КШП.
«Много лет мы работали по этой системе, ни у кого она не вызывала нареканий, – делится одна из сотрудников КШП Наталья. – Торги дадут возможность выйти на этот рынок другим участникам, которые могут располагаться даже не в нашей области. Нас пугает, что в итоге мы можем остаться без работы, да и решать вопросы по качеству питания с тем, кто находится за тысячи километров, непросто».
Настораживает комбинаты и тот факт, что в типовом положении об аукционе прописано, что школы будут проводить так называемые совместные закупки – формировать единый лот на несколько учреждений. Комбинаты уверены, что такой подход не даст возможность участвовать в таких торгах небольшим предприятиям. Аукцион явно формируется под какого-то гиганта этой индустрии, поговаривают, что он не из нашего региона.
Родителей – в сторону?
Для того чтобы разъяснить ситуацию, в городской администрации собирают круглый стол. Делают это на волне общественных возмущений, которые, по сути, вынуждают чиновников выслушать все заинтересованные стороны.
Заместитель главы города по социальным вопросам Елена Иванова рассказала, что в конце декабря истекают сроки договоров у 70 школ из 84. Продлить действующие договоры якобы не позволяет законодательство, однако другое мнение есть у прокуратуры, УФАС и Общественной палаты.
Ещё один момент, который насторожил общественность, – исключение родителей из участия в определении поставщиков и контроля за ними.
«В этом учебном году по указу президента ученики начальных классов питаются бесплатно, родители не платят, а значит они не являются участниками договора, как это было раньше, – поясняет заместитель главы по экономике и финансам Светлана Золотарёва. – Несмотря на то, что в средней и старшей школе питание осуществляют при участии родителей (дотация из областного и городского бюджетов составляет 13 рублей на каждого школьника, а средняя цена школьного обеда – порядка 60 рублей. – Прим. ред.), наши школы не позволяют размещать сразу двух поставщиков, договор по итогам аукциона будет проводиться с условием, что один поставщик будет организовывать питание во всей школе, но на условиях двухстороннего договора – между самим комбинатом и учебным заведением».
«Если родители не платят за питание, это не значит, что они не могут контролировать его качество, – уверена председатель городской Общественной палаты Людмила Марченко. – Кроме того, в сегодняшней ситуации важно поддерживать местный бизнес, а потому мы призываем город продлить действующие контракты до конца учебного года и только после этого внедрять новую систему организации питания. Реформы в середине года почти никогда не приносят ничего хорошего, тем более, когда свой отпечаток накладывает пандемия. Мы изучили опыт других регионов и можем сказать, что на такой шаг уже пошли в Санкт-Петербурге, Московской области и Воронеже. А значит говорить о том, что продление договоров незаконно, не приходится».
Представителей родительского сообщества больше всего волнует вопрос качества школьного питания, по-хорошему им всё равно, кто и как будет это организовывать, главное, чтобы было вкусно, полезно и несильно било по карману. Но условия аукциона подразумевают уменьшение цены, а дёшево – не всегда качественно.
«Чтобы гарантировать качество, на конкурсные процедуры стоит выносить не стоимость услуги, а модель организации питания (ассортимент, размер порций, витаминизацию, выбор блюд, шведский стол, учёт особенностей здоровья детей и пр.), кто предложит лучший вариант, тот и победитель конкурса, – считает независимый эксперт по госзакупкам, член Бюро расследований ОНФ Дмитрий Болдырев. – А чтобы уберечь эту сферу от монополизации, проще было разработать типовую документацию и предложить её каждой школе, а не вводить совместные закупки».
Споров много, видение тоже у каждого своё. Администрация заверила, что будет взвешивать каждый шаг и во главу угла поставит не выгоду конкретных участников рынка, а здоровье детей. Но как часто человеческое побеждает в спорах, где идёт борьба за бюджетные деньги?