У выпускных классов на носу экзамены. Должны ли в школе ученикам помогать с выбором профессий или это дело - ответственность родителей? «АиФ Оренбург» провел очередной круглый стол. На этот раз эксперты обсудили проблемы профориентации школьников и возможность получения профессии будущего без необходимости ехать в другие регионы.
Зачем запрыгивать в уходящий поезд?
ЕГЭ дает школьникам возможность подавать документы в вузы на различные факультеты и специальности. Однако абитуриенты зачастую понятия не имеют, чем хотят заниматься в будущем, именно поэтому именно в школе нужно помочь ребенку определиться с профессией и сделать это как можно быстрее.
Практически все школьники писали сочинение на тему «Выбор профессии». Выбирали, «примеряли» на себя костюм капитана дальнего плавания или скафандр космонавта. Затем, оказавшись в средних и старших классах, многие из мечтавших о «громких» профессиях, попросту теряли свои мечты, «закапывали» их в рутине повседневных дел. Часто абитуриенты буквально запрыгивают в последний вагон уходящего поезда, стараясь максимально использовать шанс поступить хоть куда-то. Но такой подход в итоге может привести к тому, что через пару лет молодой человек поймет, что к выбранной профессии душа не лежит и снова отправится на поиски.
Важно не ошибиться с выбором профессии. Ведь от этого выбора зависит очень многое: и материальный достаток, и круг общения, и интересы, и счастье в жизни. Недаром говорят, что, выбирая профессию, человек выбирает свою судьбу. Что же такое профессия? Как ее выбирать? Чем руководствоваться в выборе? У кого спросить совета? На все эти вопросы дает ответы профориентация.
Однако увлекать молодежь нужно умеючи, чтобы не спровоцировать у них обратный процесс - отторжение.
Зачем идут в юристы?
Но для того, чтобы иметь практическое представление о той или иной профессии, изучение «руками» должно начинаться в школьном кабинете химии и физики, за монитором компьютера и на пришкольном садовом участке. Практические занятия часто сегодня отходят на второй план, уступая место теоретической подготовке к тому же ЕГЭ. Полноценное школьное образование становится основой для образования профессионального. На качестве знаний сказывается и то, по каким учебникам и рабочим тетрадям занимается школьник. Порой родители недооценивают значимость учебного комплекта, который сегодня включает в себя не только книгу, но и огромное количество дополнительного материала в виде тех же рабочих тетрадей, практикума и методических пособий, которые как раз и приоткроют тайны той или иной сферы чуть больше, чем это делают на уроке. Да, не все это можно найти в школьной библиотеке, но современное образование устроено так, что развивает все стороны детей за счет разных подходов и разных материалов. И это надо учитывать, в первую очередь, родителям.
Однако порой даже такие подходы не помогают привлечь выпускников к той или иной профессии.
Почему будущее за курсами?
К слову, эксперты отмечают и новый тренд в молодежной среде. Сегодня многие хоятт открыть свое дело, но без понимания будущего своей профессии и того, чем ты реально будешь заниматься даже такое решение вряд ли приведет к успеху.
Стоит признать, что таких счастливых людей, которые со школы знают, чем будут заниматься, на самом деле мало, и чаще всего это заслуга родителей. Поэтому сегодня школьнику важно научиться самостоятельно добывать информацию, уметь презентовать себя и свои разработки. Да и преподаватели вузов должны понимать, что невозможно сегодня научить студента всему, поэтому важно, чтобы у человека была хорошая мотивация, в школьниках важно воспитывать конкурентоспособность.
«Нет ничего страшного в том, что студент может выбрать не ту профессию, - говорит Игорь Петрович. - Любое обучение благодатно сказывается на человеке. Получить профессию на всю жизнь сегодня невозможно. И если раньше диплом вуза гарантировал рабочее место, то сегодня такого нет. Сегодня важно понимать, какую роль играет дополнительное профессиональное образование. Человек получил диплом по определенной специальности, но работать устроился в несколько другую сферу. У него нет должной компетенции, следовательно, ему нужно пойти на какие-то курсы и получить необходимые знания и диплом о профессиональной переподготовке и повышении квалификации и успешно работать в выбранной сфере. Сегодня дополнительно профессиональное образование хорошо нивелирует недостаток тех компетенций, которые необходимы специалисту на конкретном рабочем месте».
К сожалению, пока мы сильно отстаем в таком непрерывном образовании на фоне мирового опыта. Поэтому все эксперты круглого стола пришли к мнению, что нужно развивать непрерывное образование, а для этого сегодня важно повысить престиж колледжей и техникумов, где выпускники школ как раз и могут наработать практический опыт, а уже дальше в вузе получать новые знания, совершенствуя себя под запросы рынка.
ТОЧКА ЗРЕНИЯ
Для чего готовить универсалов?
Александр Кузьмин, директор ГКОУ «Специализированная (коррекционная) школа-интернат № 1 Оренбурга, депутат Оренбургского городского Совета:
Часто любовь к чему-то взращивается как раз на расстоянии, и престиж профессии должен идти не от школы, а из медиапространства, в котором мы сегодня крайне редко видим положительные образы человека той или иной профессии.
Школа должна подготовить универсального выпускника, потому что сегодня мы не знаем, что будет востребовано через пять лет. Важно, чтобы молодой человек мог легко перестроиться под требования времени. Ведь бывает, что выпускники поступают в вуз, а через два года выясняется, что душа к выбранной профессии не лежит. Поэтому я за универсальный профиль, который является самым распространённым профилем в сегодняшних школах. И он наиболее востребован с государственной точки зрения.
Для того, чтобы помочь с выбором профессии детям с ограничениями по здоровью, применяется целая система. В этом случае важно не только дать детям знания, но и корректно объяснить им, что не каждая профессия им подходит. Если ты инвалид по слуху, то ты не сможешь быть водителем грузовика, потому что создашь на дороге опасную ситуацию. Мы показываем профессии на примере наших выпускников, которые смогли реализовать себя в том или ином направлении, показываем детям производство, обучаем азам профессии уже в школе.
В общеобразовательной школе профориентационная работа тоже ведётся, но здесь свои условия диктует рынок, как бы странно это ни звучало. Зачастую сами работодатели заинтересованы в том, чтобы привлечь к себе будущих профессионалов и много делают для этого».
Какой бизнесмен нужен России?
Насколько Вы считаете образование, получаемое в Оренбургском филиале РЭУ им. Г.В. Плеханова, образованием будущего?
Владислав Маскалюк, студент 4 курса направления бакалавриата «Менеджмент»:
Виктор Чердинцев, студент 4 курса направления бакалавриата «Торговое дело»: