Есть ли в регионе единая онлайн-площадка для дистанта?

Школьники и учителя постепенно адаптировались к дистанционному обучению. © / Кристина Матвеева / АиФ

Дистанционное обучение в регионе, как и по всей стране, постепенно становится нормой. Школьники и студенты не в первый раз учатся с помощью интернет-технологий. Как справляются педагоги с поставленной задачей и действительно ли дистант такое «зло», каким кажется на первый взгляд?

   
   

Школы и вузы

Первыми под «удалёнку» в образовательном процессе попали учителя школ. Сначала пришлось сложно, так как система была не отработана. И не только со стороны государства, не в каждой семье имелось достаточное количество техники с доступом в Интернет и комнат, чтобы одновременно обеспечить онлайн-обучение нескольким детям.

- Для обучающихся, не имеющих технической возможности участвовать в образовательном процессе с использованием цифровых технологий, для изучения материала использовались учебники. Задания выдавались по телефону или на бумажных носителях. Консультирование (при необходимости) также было организовано по телефону, - рассказала первый заместитель министра образования региона Нина Гордеева.

К 2021 году и учителя, и родители все же смогли отрегулировать этот процесс.

- Когда мы впервые ушли на дистанционное обучение, нам предложили несколько образовательных платформ на выбор, - вспоминает учитель истории и обществознания Татьяна Белецкая. – Я в процессе обучения использовала разные: и «Российскую электронную школу», и наиболее популярный Zoom, и «ЯКласс». В каждой есть плюсы и минусы. Например, в «ЯКласс» мало контрольных работ по истории. Технические проблемы тоже возникали со звуком и видео, в том числе в Zoom. Но самое главное, что отсутствует культура обучения на дистанте, и не только у детей, но и у родителей. Были случаи, когда ребенка родственники отвлекали от урока или громко ссорились за пределами видимости камеры. Иногда заглядывали в монитор, чтобы посмотреть на учителя. Им не хватает понимания, что это обычный школьный урок и относиться к нему нужно соответственно. Сейчас дистанционный формат работы стал привычнее, некоторые школы полностью перешли на одну выбранную платформу по всем предметам. Другие работают, как им удобнее. Мой педагогический стаж составляет 25 лет, конечно, мы и предположить не могли, что придется обучать детей в формате дистанта, но всегда можно найти выход, если захотеть.
Дистанционное обучение Фото: pixabay.com

 

   
   

Преподаватели вузов тоже столкнулись с определенными сложностями, в том числе при проверке домашних заданий. Найти в электронной почте присланные ответы, оценить их и отправить обратно занимает много времени с учётом того, что на курсе в среднем обучается более 60 человек. На качество связи в интернете жалуются преподаватели иностранных языков, сложно правильно объяснить фонетику, если часть группы слышат звук чётко и сразу, а другая часть - искажённо и через полминуты.

Что с кружками?

Дополнительное образование пандемия также затронула, ведь в современном мире посещение нескольких кружков или секций для многих детей стало нормой. Подобный формат работы устроил не всех родителей и педагогов.

- Моя семилетняя дочь занимается в музыкальной школе, - рассказала жительница Оренбурга Ильмира. -  Дистант вспоминаем с ужасом: пианино стоит в одной комнате, стационарный компьютер – в другой. Пришлось подключать Zoom через телефон, из-за этого педагог не видел, правильно ли дочь ставит пальцы, нажимает на клавиши, качество звука тоже оставляло желать лучшего. А когда начались дистанционные занятия по хоровому пению, вместе с детьми, по-моему, пел весь дом. Мне бы не хотелось возвращения дистанта.

Педагоги допобразования, как и школьные учителя, выходили из положения разными способами, кто-то отправлял задания в мессенджеры, кто-то искал видеоуроки.

- Дистант многим дался непросто, - рассказывает педагог дополнительного образования Ирина Дерябина. – Особенно сложно пришлось тем, кто раньше не часто пользовался интернетом, но в итоге все освоились и вели занятия в штатном режиме. Хотя некоторые педагоги и раньше использовали тот же Zoom при проведении репетиторских занятий. Плюсы в дистанте есть: можно сотрудничать и с другими странами, а также собирать мастер-классы, привлекая большее количество человек, чем это возможно при очном обучении.  Конечно, подобный формат работы создал и дополнительные сложности для родителей. Дети, занимаясь самостоятельно, могли дома испачкать стол клеем, испортить покрытие и т.д. У нас в организации дополнительного образования  созданы условия для занятий авиамоделизмом, судостроением, а дома таких мастерских нет.

Что делать будем?

Из общения с педагогами можно сделать вывод о том, что многое на дистанте зависит от специфики предмета и технических возможностей всех сторон, задействованных в процессе, да и культура дистанционного обучения еще не сформирована. Кроме того, преподавателям и учителям не хватает единой площадки, сформированной под их нужды, где можно было бы использовать готовые методические материалы, загружать выполненные и проверенные домашние работы.

В области действует платформа «Цифровая школа Оренбуржья», которую посещают по данным регионального минобра более 7 тысяч человек в сутки. В её разработке принимали участие сотрудники ГБУ «Региональный центр развития образования Оренбургской области», преподаватели и студенты ГАПОУ «Оренбургский колледж экономики и информатики». Дополнительные средства на реализацию проекта не использовались.

- На региональной образовательной платформе размещаются видеоуроки по всем школьным предметам и темам, тестовые задания, материалы для закрепления пройденных тем, охватывающие образовательную программу с 1 по 11 классы, консультации по подготовке выпускников к государственной итоговой аттестации, - рассказала первый заместитель министра образования региона Нина Гордеева.

 Все материалы разрабатывались учителями школ области. В реализации проекта принимают участие все муниципалитеты, в подготовке видеоматериалов задействованы более полутора тысяч педагогов. С августа 2020 года по настоящее время на сайт загружено более двух тысяч единиц образовательного контента.    

Однако, на платформе пока нет возможности регистрации отдельного класса и загрузки домашних заданий, выполненных учениками, да и контент размещен не для каждого урока. Некоторый материал, опубликованный там, также вызывает вопросы. Например, в проверочном тесте о красоте человека в вопросе № 5. «Прийти на помощь» один из предложенных вариантов ответов звучит так: «Можно во сне». Кроме того, на портале нет материалов для педагогов дополнительного образования.

Как сообщает региональное министерство цифрового развития, в регионе есть и еще одна площадка для учеников и педагогов на базе сайта edu.orb.ru, но для нее нужна отдельная регистрация, которая доступна для школ области и происходит в том случае, если учебное заведение не выбрало базой проведения занятий другую платформу.

Что касается доступности интернета, в регионе в рамках национального проекта «Цифровая экономика Российской Федерации»

Дистанционное образование поставило перед учителями и родителями массу проблем, не все из которых пока удается решить. Главный вопрос остаётся, конечно, в качестве полученных знаний. Удастся ли в регионе  и стране в целом сделать единую действительно удобную и полезную образовательную площадку покажет время, а пока остаётся только смириться с реальностью, неотъемлемой частью которой стал дистант.

Министр цифрового развития области Денис Толпейкин:

- В целях дистанционного обучения и с учетом низкой скорости работы интернет-соединения в отдельных отдалённых образовательных организациях, в региональной автоматизированной информационной системе образования реализован модуль «Цифровой конспект урока». Указанный модуль позволяет осуществлять аудио-видео конференц-связь в режиме педагог-ученики, используя интернет соединение, обеспеченное операторами сотовой связи. Одновременно с этим модуль позволяет организовать обучение с участием нескольких классов в разных образовательных организациях, включает в себя возможность управления уроком со смартфона педагога, планирование домашней работы, сбор результатов домашней работы, проведение тестирования.