Дистанционное обучение в регионе, как и по всей стране, постепенно становится нормой. Школьники и студенты не в первый раз учатся с помощью интернет-технологий. Как справляются педагоги с поставленной задачей и действительно ли дистант такое «зло», каким кажется на первый взгляд?
Школы и вузы
Первыми под «удалёнку» в образовательном процессе попали учителя школ. Сначала пришлось сложно, так как система была не отработана. И не только со стороны государства, не в каждой семье имелось достаточное количество техники с доступом в Интернет и комнат, чтобы одновременно обеспечить онлайн-обучение нескольким детям.
- Для обучающихся, не имеющих технической возможности участвовать в образовательном процессе с использованием цифровых технологий, для изучения материала использовались учебники. Задания выдавались по телефону или на бумажных носителях. Консультирование (при необходимости) также было организовано по телефону, - рассказала первый заместитель министра образования региона Нина Гордеева.
К 2021 году и учителя, и родители все же смогли отрегулировать этот процесс.
Преподаватели вузов тоже столкнулись с определенными сложностями, в том числе при проверке домашних заданий. Найти в электронной почте присланные ответы, оценить их и отправить обратно занимает много времени с учётом того, что на курсе в среднем обучается более 60 человек. На качество связи в интернете жалуются преподаватели иностранных языков, сложно правильно объяснить фонетику, если часть группы слышат звук чётко и сразу, а другая часть - искажённо и через полминуты.
Что с кружками?
Дополнительное образование пандемия также затронула, ведь в современном мире посещение нескольких кружков или секций для многих детей стало нормой. Подобный формат работы устроил не всех родителей и педагогов.
- Моя семилетняя дочь занимается в музыкальной школе, - рассказала жительница Оренбурга Ильмира. - Дистант вспоминаем с ужасом: пианино стоит в одной комнате, стационарный компьютер – в другой. Пришлось подключать Zoom через телефон, из-за этого педагог не видел, правильно ли дочь ставит пальцы, нажимает на клавиши, качество звука тоже оставляло желать лучшего. А когда начались дистанционные занятия по хоровому пению, вместе с детьми, по-моему, пел весь дом. Мне бы не хотелось возвращения дистанта.
Педагоги допобразования, как и школьные учителя, выходили из положения разными способами, кто-то отправлял задания в мессенджеры, кто-то искал видеоуроки.
- Дистант многим дался непросто, - рассказывает педагог дополнительного образования Ирина Дерябина. – Особенно сложно пришлось тем, кто раньше не часто пользовался интернетом, но в итоге все освоились и вели занятия в штатном режиме. Хотя некоторые педагоги и раньше использовали тот же Zoom при проведении репетиторских занятий. Плюсы в дистанте есть: можно сотрудничать и с другими странами, а также собирать мастер-классы, привлекая большее количество человек, чем это возможно при очном обучении. Конечно, подобный формат работы создал и дополнительные сложности для родителей. Дети, занимаясь самостоятельно, могли дома испачкать стол клеем, испортить покрытие и т.д. У нас в организации дополнительного образования созданы условия для занятий авиамоделизмом, судостроением, а дома таких мастерских нет.
Что делать будем?
Из общения с педагогами можно сделать вывод о том, что многое на дистанте зависит от специфики предмета и технических возможностей всех сторон, задействованных в процессе, да и культура дистанционного обучения еще не сформирована. Кроме того, преподавателям и учителям не хватает единой площадки, сформированной под их нужды, где можно было бы использовать готовые методические материалы, загружать выполненные и проверенные домашние работы.
В области действует платформа «Цифровая школа Оренбуржья», которую посещают по данным регионального минобра более 7 тысяч человек в сутки. В её разработке принимали участие сотрудники ГБУ «Региональный центр развития образования Оренбургской области», преподаватели и студенты ГАПОУ «Оренбургский колледж экономики и информатики». Дополнительные средства на реализацию проекта не использовались.
Все материалы разрабатывались учителями школ области. В реализации проекта принимают участие все муниципалитеты, в подготовке видеоматериалов задействованы более полутора тысяч педагогов. С августа 2020 года по настоящее время на сайт загружено более двух тысяч единиц образовательного контента.
Однако, на платформе пока нет возможности регистрации отдельного класса и загрузки домашних заданий, выполненных учениками, да и контент размещен не для каждого урока. Некоторый материал, опубликованный там, также вызывает вопросы. Например, в проверочном тесте о красоте человека в вопросе № 5. «Прийти на помощь» один из предложенных вариантов ответов звучит так: «Можно во сне». Кроме того, на портале нет материалов для педагогов дополнительного образования.
Как сообщает региональное министерство цифрового развития, в регионе есть и еще одна площадка для учеников и педагогов на базе сайта edu.orb.ru, но для нее нужна отдельная регистрация, которая доступна для школ области и происходит в том случае, если учебное заведение не выбрало базой проведения занятий другую платформу.
Что касается доступности интернета, в регионе в рамках национального проекта «Цифровая экономика Российской Федерации»
Дистанционное образование поставило перед учителями и родителями массу проблем, не все из которых пока удается решить. Главный вопрос остаётся, конечно, в качестве полученных знаний. Удастся ли в регионе и стране в целом сделать единую действительно удобную и полезную образовательную площадку покажет время, а пока остаётся только смириться с реальностью, неотъемлемой частью которой стал дистант.
Министр цифрового развития области Денис Толпейкин: