Ежегодно сотни тысяч одиннадцатиклассников в стране подвергаются оценке знаний и проверке стрессоустойчивости. Этот процесс носит название ЕГЭ и признаётся министерством образования РФ лучшей формой итогового выпускного экзамена на сегодня. Практически ежегодно порядок сдачи экзамена меняется и корректируется. Корреспондент «АиФ Оренбург» - об истории, нововведениях, а также мнение тех, кого касается ЕГЭ.
Откуда «ноги растут»?
Впервые аналог ЕГЭ был введен во Франции в 60-х годах. Когда французские колонии в Африке обрели независимость, все они в поисках работы и лучшей жизни иммигрировали во Францию. Детям иммигрантов нужно было учиться, однако уровень их образования был низок. Тогда власти пошли навстречу и сильно упростили систему экзаменов, совместив выпускной из школы и вступительный в вуз. Однако вскоре французы стали протестовать против такой системы, считая, что она ведет к «отупению» нации. Через три года правительство от таких экзаменов отказалось.
Следующим протестировать систему ЕГЭ решилась Америка. Тестовая система
обучения показалась им более рентабельной - менее затратной и очень удобной. Но и не все американцы оказали поддержку такой системе образования: было очевидно, что она направлена только на механическое заучивание правильных ответов.
Система образования СССР долгое время сохраняла развитие умения самостоятельно мыслить, творчески подходить к решению задач и владеть устной речью. Такое направление долгие годы считалось верным, однако и у нас подул ветер перемен. Первые прообразы ЕГЭ стали появляться в России в 1997 году. Такой подход был одним их необходимых условий присоединения России к Болонскому процессу. Кроме того, предполагалось, что он позволит уничтожить коррупцию в школах и вузах и обеспечит эффективную проверку знаний выпускников по новой стобалльной шкале.
С каждым годом министерство образования РФ стремится улучшить процедуру сдачи экзамена, вводя всё новые изменения. Не станет исключением и этот год.
Корреспондент «АиФ Оренбург» Евгения Чернова: Что нового ожидает выпускников в этом году?
- Самое главное изменение этого года - то, что комплекты экзаменационных материалов не будут привозить откуда-то, их отпечатают прямо в школе, в которой будет проходить экзамен, - рассказал министр образования Оренбургской области Вячеслав Лабузов. - Для этого заблаговременно закуплено соответствующее оборудование, проведено обучение. Чтобы в дни экзаменов всё прошло гладко, во всех пунктах проведения ЕГЭ - а таковых на территории области 59 - организуют тренировки. Повсеместно сохранено стопроцентное оснащение онлайн-видеонаблюдением и металлодетекторами. Кроме того, готов к работе корпус общественных наблюдателей из числа студентов региональных вузов.
Всего сдавать ЕГЭ в Оренбуржье планируют 7752 выпускника. Первые испытания для выпускников девятых классов начнутся 25 мая, одиннадцатых - 28 мая.
Под одну гребёнку?
Несмотря на то, что форма ЕГЭ в России существует уже второй десяток лет, до сих пор ведутся споры о том, насколько объективно она оценивает знания выпускников. Часто можно услышать обвинения в том, что на уроках выпускники чаще всего решают задания КИМов, а не разбирают проблемы художественных произведений, тренируются в типовых задачах, а не изучают новую тему с повышенным уровнем сложности (ведь она не затрагивается в госэкзамене). Родители, учителя, да и сами школьники на протяжении многих лет выражали недовольство тем, что ЕГЭ просто вырабатывает рефлекс на решение того или иного типа заданий, а не формирует практические знания. Обвиняли и педагогов, часть из которых в погоне за высокими баллами своих выпускников занимались на уроке двумя-тремя учениками, сдающими их предмет, оставляя без внимания и знаний большую часть класса. Стоит признать, что сейчас подобные выпады в адрес учителей слышатся всё реже. Отчасти это связано с тем, что сами задания за это время претерпели немало изменений, практически ушли в прошлое тесты, внедряется всё больше заданий на развитие устной речи школьников. Сами выпускники двояко относятся к экзамену: они отмечают типичность заданий и предполагают, что это слабо развивает творческий подход, соглашаясь при этом с удобством единой формы выпускного и вступительного экзамена.
- В течение года или же двух лет ученики готовятся, решают тесты прошлых и позапрошлых годов, так как в принципе задания не меняются, - говорит ученица 11 класса Мария Кадысева. - Практически каждый ученик натаскивает себя на вопросы, и в итоге мы получаем человека, который просто автоматически решает эти задачи. Даже при условии честности проведения получается достаточно нечёткая картина знаний ученика. Нет, конечно, для того, чтобы решить на высокий балл, нужно хоть что-то понимать в предмете, который сдаёшь, но всё же ты более продвинут именно в «егэшных» заданиях, чем в знании предмета в целом, за границами теста ЕГЭ. Но в целом ЕГЭ достаточно удобная вещь в плане поступления: сдал один раз, подаёшь во все места, куда хочешь. Я не могу судить, какая форма проведения экзамена могла быть лучше, но для меня достаточно интересной формой (в теории) является практическая, творческая работа, или же какой-либо вид конференции, защита проекта.
Испытание для родителей
Однако в таком экзамене есть и свои плюсы. Единый госэкзамен позволяет
непредвзято относиться к оценке знаний учеников, благодаря чему у будущих абитуриентов появляются равные шансы на поступление. С точки зрения удобства ЕГЭ тоже практичен: в большинстве случаев не нужно приезжать в каждый вуз для подачи документов и сдачи вступительных испытаний, хотя по ряду специальностей всё же придётся пройти через творческий конкурс или дополнительные экзамены.
Россияне в целом и оренбуржцы в частности пока не пришли к единому мнению по поводу такой формы сдачи выпускного экзамена, но в результате активных споров выявляется множество недочётов. В основном учителя отмечают, что трудности в подготовке к ЕГЭ в основном связаны с затратой сил и времени выпускника.
- Я считаю, что результаты ЕГЭ абсолютно объективны,- поделилась мнением учитель английского языка оренбургской школы Элина Войтина. - Эксперты не допускают ошибок при проверке, так как понимают, что за каждым знаком - судьба ребенка. Кроме того, два-три эксперта исключают ошибки и субъективизм в оценивании. Картина результатов такого экзамена достоверна. На мой взгляд, тестируются все языковые умения, то есть ученик проявляет себя с разных сторон, показывает умение говорить, читать, писать, логично мыслить, понимать тексты. Система, конечно, несовершенна, но пока ничего нового не изобретено, это лучший инструмент проверки знаний детей, хоть и весьма изнурительный по форме».
По большей части согласны с этим мнением и родители. К слову, чтобы они поняли, что представляет собой госэкзамен, и через что проходят их чада, в Оренбуржье уже несколько лет проводят пробный ЕГЭ для взрослых. Родители могут прийти и испытать на себе процедуру регистрации на экзамен, занять место в аудитории и решить предложенные задания. По желанию спустя время можно узнать и свою оценку.
Невроз экзамена
- С каждым годом в моей практической деятельности все больше и больше случаев, связанных с экзаменами, - поделилась психолог Екатерина Турляк - Несколько лет назад мир психологии практически не знал понятия «невроз экзамена», за исключением редких случаев. В настоящее время ситуация совсем иная, с этим неврозом сталкивается огромное количество учащихся. Есть несложные профилактические меры, соблюдая которые, этого можно избежать. Родителям выпускников не следует придавать слишком большого значения оценкам и баллам, ребенок и сам очень переживает по этому поводу, а если еще и взрослые давят и говорят об этом почти ежедневно, рождается сильный страх - «А вдруг не сдам?». Поэтому родителям выпускников следует формировать у них чувство уверенности, говорить о том, что баллы и оценки - это не идеальные показатели его возможностей. Помогите ребенку создать ситуацию триумфа, говорите, что у него все получится, что вы верите в него. Всем известно, что человек, настроенный на удачу, добивается гораздо большего, чем тот, который боится. Помогите ему успокоиться, поверить в себя и почувствовать поддержку взрослых, и тогда он обязательно справится с любыми сложностями и трудностями, и будет ощущать при этом душевное равновесие и спокойствие.
Основная цель любого образования - вырастить разносторонне развитую личность, способную мыслить логически, творчески, включая смекалку и фантазию. Но пока сам школьник не осознает всю важность этого испытания, ни одна форма экзамена не поможет ему стать круглым отличником.
Дать право выбора
- Отметая все минусы ЕГЭ, стоит сказать, что результаты объективны на 100% просто потому, что ученика оценивают со стороны, не зная его имени, фамилии, личных качеств и т.д. - считает Ольга Горлова, мама первокурсника. - Уже не возникает вопрос о том, отражает ли ЕГЭ знания детей. При условии честности проведения, каждый отвечает на вопросы своими мозгами - полученными знаниями. Однако, проблема в том, что мозги тех, кто составлял задания, и мозги среднестатистического ученика - вещи абсолютно разные. Я имею
в виду именно модель и угол мышления. Я знаю миллион историй о том, как твёрдый хорошист или круглый отличник писали ЕГЭ слишком плохо для своего уровня интеллекта. Именно потому, что задания в ЕГЭ не проработаны, поэтому дети и вынуждены списывать. Так что, стоит сказать, что даже при условии честности по результатам тестов мы видим 30-35% знаний ученика, а остальное - удача и способность справляться с волнением. Все люди разные, а дети так тем более отличаются от взрослых, придумавших этот вариант экзаменов. Я считаю, что было бы логичным и подходящим позволить выпускникам выбирать, какую форму экзамена они хотят сдавать: тесты или по билетам (как было раньше). Потому что кому-то проще решать тесты, а кому-то проще заучить и рассказать. Одно я знаю точно - нынешняя форма выпускных экзаменов, даже если и неплоха, разработана в нашей стране она отвратительно.
Спокойствие, только спокойствие!
- Сдавать экзамены - всегда стресс, - утверждает Светлана Якушева, клинический психолог. - причём, как для ребенка, так и для его родителей. Все мы, естественно, переживаем, поэтому стараемся максимально успешно подготовится - ищем репетиторов и постоянно напоминаем ребёнку о том, что сдать - это важно, сдать на отлично - ещё важнее. Зачастую наши благие намерения не помогают ребёнку, а приводят к повышению уровня тревоги и к перенапряжению нервной системы. Почему так происходит и как этого избежать? В первую очередь, сохраняйте спокойствие. Ваша тревога передаётся ребенку, и он переживает вдвойне. Он знает, что это важный этап, излишнее повторение только усугубит переживания. Создайте дома благоприятную атмосферу для подготовки. Помогите ребёнку организовать время. Контролируйте уровень напряжения нервной системы ребёнка - не допускайте перегрузок, чередуйте занятия с отдыхом. Подбадривайте, делайте акцент на успехах. Чем больше ребёнок думает о неудачах, тем больше он боится, переживает и делает ошибки. Накануне экзамена обеспечьте ребёнку полноценный отдых, он должен отдохнуть и как следует выспаться. Эти простые правила помогут всей семье преодолеть этот важный этап в жизни.