Гранит науки холоден и неприступен, подойти к нему в одиночку решится далеко не каждый человек. Особенно ребёнок, который только начинает осваиваться во взрослом мире.
В этот волнительный момент руку маленького человека подхватывает другая рука: первый учитель уже ведёт его в класс. Так начинается школьная пора, где педагог становится основным проводником в мир знаний.
«Путеводная» химия
Юлия Курганова, «АиФ Оренбург»: Светлана Петровна, когда и почему вы решили стать педагогом?
Светлана Шукшина: Это была мечта детства. Двоюродные братья и сёстры рассказывали, что я любила играть «в школу», несмотря на то, что сама ещё не посещала её. У меня был свой журнал и доска, а они соглашались быть моими «учениками». Когда родственники уставали от игры, их место занимали игрушки, которых я также продолжала учить. Примером настоящего педагога для меня стала Надежда Григорьевна Мочалина, которая была моим классным руководителем с 4 класса. Она стала моим ориентиром, и я до сих пор учусь у неё чему-то новому. Сегодня мы с Надеждой Григорьевной уже коллеги.
Кстати, в старших классах я хотела поступать в медицинский, но побоялась, что не сдам экзамен по химии. Тогда у нас не было возможности подать документы сразу в несколько вузов, поэтому определяться приходилось сразу. Если шанс был потерян, то снова поступить можно было только на следующий год. Я решила стать педагогом. По иронии судьбы теперь я готовлю к экзамену по химии сегодняшних выпускников.
– С какими первыми профессиональными трудностями сталкивается педагог? Как удаётся их преодолеть?
– Если честно, больше меня пугали первые родительские собрания. Волнительно было войти в класс, где меня ждали 27 взрослых людей, которые были старше меня в два раза. Удивительно, но, несмотря на мой возраст, они всегда ко мне прислушивались. С некоторыми из них мы общаемся до сих пор. Мой первый выпуск действительно оказался незабываемым. Понимаете, треугольник «родители – ученики – учитель» обязательно должен быть крепким. Необходимо плотное взаимодействие, поэтому я общаюсь с семьями своих ребят вне учебного процесса. Мы даже ходим в походы, причём идёт обязательно вся семья. Это уже стало своеобразной традицией для моих классов.
Требование времени
– Сегодняшние дети – они какие? В чём особенность того самого поколения «Z»?
– Дети сейчас более дальновидные. Многие из них уже сейчас планируют создание собственного дела, знают, куда и почему хотят поступать. Причём, они действительно готовы самоотверженно работать на благо других людей. Это радует меня больше всего. Есть, конечно, случаи, когда родители пытаются через своих детей реализовать себя. С ними мы проводим профилактические беседы. Ведь нелюбимые предметы детям даются очень тяжело. Зачем же их мучать?
В целом дети всегда остаются детьми. Под один общий термин их подгонять, безусловно, нельзя. Каждый из них – индивидуален, и так было во все времена. Единственная их отличительная особенность – стремление получать только упорядоченную информацию. Им легче воспринимать таблицы и рисунки. Кроме того, они не любят погружаться глубоко в процесс и детали: необходима постоянная смена деятельности. К слову, сегодняшнее поколение невозможно представить без гаджетов. К их применению на уроках я отношусь нормально, но – в меру. Иногда использование смартфонов даже ускоряет учебный процесс.
– Как относитесь к ЕГЭ? За 19 лет педагогам удалось приспособиться к тестовой системе?
– Это требование времени. Чтобы поступить на бюджет, необходимо набрать высокий балл по предмету – и не иначе. Не секрет, что ЕГЭ и ОГЭ влекут за собой нагрузки, которые по силам не каждому ребёнку. Если сегодняшним детям дать КИМы, которые были 10 лет назад, средний балл приближался бы к 90. Поэтому мы приспосабливаемся, как можем: решаем задания прошлых лет, ищем на тематических порталах новые варианты задач, участвуем в олимпиадах, стараемся подготовить ребят психологически.
Тоже человек
– Образование в большом городе и сельской местности: на чьей стороне преимущество?
– Мы конкурентоспособны. Наши ребята даже обходятся без репетиторов, услуги которых актуальны в больших городах. Дело в том, что помимо моих уроков у них есть возможность посещать очно-заочную школу, где химию преподают лучшие педагоги района: Татьяна Николаевна Белькова и Мавлида Рифовна Ишкуватова. Кроме того, вся информация сейчас доступна в Интернете – совершенно бесплатно. Главное, научить ребят грамотно отбирать её. Поэтому периодически я вместе с ними «штудирую» учебные онлайн-ресурсы. Кроме того, в небольшом поселении проще узнать о той жизненной ситуации, в которой находится ученик. Ведь от его настроения зависит и успех в учебной деятельности. В большом городе, где каждая семья живёт в своём небольшом «мирке», узнать о семье и условиях жизни ребёнка намного труднее.
– График учителей загружен, остаётся ли место для собственной семьи, своих личных дел?
– Знаете, в моей жизни был период, когда из-за работы я не смогла провести последние минуты с самым близким человеком. Теперь очень жалею об этом и хочу сказать: берегите своих родных и близких, будьте рядом, пока есть возможность. Учитель – тоже человек. Ему хочется скорее выйти из своего кабинета и побыть дома с семьёй. Именно поэтому и каникулы для нас – всегда не менее долгожданны, чем для школьников.
КСТАТИ
В следующем году Светлана Шукшина выпустит целый класс будущих медицинских работников: все 19 учеников мечтают надеть белые халаты. Всего за пять лет выпуска классов по химико-биологическому профилю 48 учеников школы стали студентами оренбургского медуниверситета.
ДОСЬЕ
Светлана Шукшина. Общий стаж педагога составляет 32 года, из них в Саракташской школе №2 – 26 лет. Для мотивации учащихся к научно-исследовательской деятельности и развитию творческих способностей, учащихся Светлана Шукшина готовит школьников к участию во Всероссийском проекте «Путь к Олимпу» на базе МГУ имени М.В. Ломоносова и РХТУ имени Д.И. Менделеева.