«Он примерил на себя Москву»
Мальчик перешел в новую школу в третьем классе. И уже тогда стало понятно, что он совсем непростой. «Он на тот момент стоял на учете. Ребенок не выстроил отношения с новыми одноклассниками изначально. Не было перемены, чтобы он кого-то не стукнул. Обязательно должны были пролиться чьи-то слезы. Видимо, в этом он находил какое-то удовольствие», - вспоминает Татьяна Неверова, директор школы №23.
Неудивительно, что у этого мальчишки нет близких друзей. «Все эти годы классный руководитель старался сплотить класс и его привлечь к своим одноклассникам. Но свои отношения он выстраивал совершенно наоборот. Мальчик способен оскорбить, избить. Ему хочется обратить на себя внимание, но хорошим поступком он не может или не хочет это сделать», - продолжает директор.
Татьяна Петровна уверена, что трагедия, произошедшая в столичной школе совсем недавно, тоже наложила отпечаток на оренбургского подростка. «Вы думаете, он не примерил на себя Москву? Однозначно примерил!», - считает она.
Вот как происходили события 7 февраля по версии руководства школы. Игрушечный пистолет семиклассник купил в одном из торговых центров. Он принес его на урок и демонстрировал своим одноклассникам. Ученики девятого класса решили забрать у него это «оружие», но он сопротивлялся и во время потасовки выстрелил в пол. При этом ни в кого из людей школьник не целился. Потом семиклассник рассказал учителям, что принес пистолет для самообороны. На вопрос: «А кто же на тебя нападал?». Заявил, что его обижают мальчишки из старшего класса.
- Мы разбирались в этой ситуации, - рассказывает Татьяна Неверова, - Никто его не обижал. Наоборот, это он цеплял других. Мальчишек просто попросили девочки заступиться за них, как это обычно бывает в школе.
Защищать до последнего?
Администрация школы давно предлагала маме сводить ребенка к невропотологу, выяснить причины такой агрессии. «Она не вняла нашим советам. Со школьным психологом мальчик занимается давно, но объяснить, почему так себя ведет, не может. Да и не очень-то он рвется общаться с этим специалистом. Однажды психолог даже попросила у меня разрешения снимать подростка с уроков, чтобы хоть как-то работать с ним», - объясняет директор.
Татьяна Неверова уверена, что если политика родителей – защищать дитя во всех его проявлениях, то это неправильно и ничего хорошего в итоге не получится. «Работу с такими детьми нужно начинать с семьи. А если родитель обвиняет школу и ничего не предлагает – это одностороннее воспитание. Нам же нужно единодушие, совместная работа с его семьей», - говорит директор.
Кстати, как рассказывают в школе, мать долго воспитывала сына одна. Какое-то время мальчик жил с бабушкой. Про отца известно, что он был в местах лишения свободы. Сейчас семиклассник живет с мамой, отчимом и младшей сестренкой.
С трудным подростком работает полиция, социальный педагог, участковый. «Мы отправляли материалы в комиссию по делам несовершеннолетних, его привлекали, штрафовали родителей. Летом мальчика хотели на 30 дней «закрыть» в центре для подростков, совершивших негативные поступки. Но этого не случилось. Мы были уверены, что когда он выйдет из суда, его сознание перевернется. Но этого не произошло. Он вышел героем, ему ничего не было», - говорит директор школы.
Некторые родители предлагают изолировать агрессивного подростка от других детей. Но Татьяна Петровна понимает, что это не выход: «Куда? У нас ведь нет другой планеты. Он все равно будет жить в обществе. А если общество больное и не может с ним справится, то тогда, таких Вань у нас будут сотни!».
Комментарий
Нина Гордеева, начальник управления образования Оренбурга:
- У детей в связи с возрастом психика еще неустойчивая, и как только по телевизору показали то, что произошло в Москве, некоторые из них восприняли это как шанс самоутвердиться. Я считаю, что во многом случившееся - это влияние СМИ. Дети по-разному воспринимают негативную информацию, зачастую не видят ответственности, а только сиюминутный ажиотаж вокруг их персоны.
В плане безопасности в школах Оренбурга руководство образовательных учереждений выполняет все, что в их компетенции. Пистолет, который принес мальчик, был пластмассовым, его даже металлоискатель не обнаружит. А обыскивать учеников на входе мы не имеем право.
Здесь исключительно дело в воспитании детей. Родители часто сами покупают им эти игрушки: на 23 февраля или на Новый год. И я сама вчера беспрепятственно чуть не купила такой пистолет. Они свободно продаются.
Ребенок должен учиться в школе. Нужно прекратить всяческое обсуждение этой истории, потому что мы продолжаем наносить ему травмы. Я не отрицаю, что мальчик сложный, с ним были проблемы. Два года назад, действительно, он подложил иголку в сосиску девочке. Школьный психолог с ним работает, старается держать его в рамках. И родители, обратили на проблемы внимание. Комиссия по делам несовершеннолетних тоже с ним работают. Ребенок действительно сложный, но у нас таких детей много. Что же нам теперь их куда-то отселить? Это будет неправильно. Если же родители захотят перевести сына в другую школу, то это их право.
От редакции
Мы решили не комментировать позицию образовательного сообщества. Оставим такую возможность читателям сайта.
Предлагаем вам вместе с нами поискать ответы на извечные русские вопросы "Кто виноват?" и "Что делать?".
А делать действительно что-то надо, иначе в следующий раз проблемы подростковой агрессии могут коснуться и ваших детей, причем неизвестно, кем они станут - «жертвами» или «антигероями», как этот оренбургский семиклассник.