Дорожки в никуда: в Оренбурге велосипедистам места нет?

Велосипедистов в Оренбурге становится больше, организованности - меньше © / pixabay.com

Сколько в Оренбуржье насчитывается велосипедистов? На этот вопрос никто не сможет дать точного ответа. Ведь в одном только областном центре ежегодный «День 1000 велосипедистов» уже несколько лет собирает не меньше трёх тысяч любителей покрутить педали. И с каждым годом число их увеличивается. Вот только сам Оренбург, видимо, оказался в таком шоке от наплыва велосипедистов, что так и не смог подготовиться к этому должным образом. А среди самих велолюбителей при всей их многочисленности нет явных лидеров, которые могли бы продиктовать свои условия.

   
   

Дорога, которая никуда не ведёт

С расцветом велодвижения в России оренбургские чиновники тоже всеми силами пытаются показать свою лояльность. Самым простым способом является строительство велодорожек. Пририсовывать эти заветные метры со специальным покрытием стали почти во все дизайн-коды парков и улиц. Велодорожки протянулись на набережной и в других отреставрированных парках. Но самыми знаменитыми, пожалуй, стали велодорожки на прошедших через глобальный ремонт улицах Постникова и Володарского. Вот только тем, ради кого они и замышлялись, велодорожки пришлись не по нраву.

- К сожалению, часто у нас происходит так, что инфраструктура строится без предварительного разговора с заинтересованной стороной. Я не помню, чтобы с нами, велоактивистами, кто-то вёл переговоры или уточнял наши маршруты. В итоге получилось то, что получилось – дорожки, ведущие из ниоткуда в никуда, без конца и начала. Причём иногда, если ориентироваться по указателям, можно увидеть, как такие дорожки с тротуарной части вдруг выруливают на проезжую, а потом обратно. Это больше похоже на издевательство, - поделился мнением оренбургский велосипедист Марат Костин.

Другие велосипедисты тоже отнеслись к новой инфраструктуре с иронией, а иные – с опаской.

- Ничего сугубо отрицательного, конечно, в этих велодорожках нет. С чего-то нужно было начинать. Но и толку от них мало. К тому же мы задаёмся вопросом – а не начнут ли требовать от нас, чтобы мы ездили только по ним и только на той территории, где они расположены? Это крайне неудобно и невыгодно, - заявила активистка велоклуба Cuprum Людмила Пахомова.

Самое интересное, что Оренбург с точки зрения рельефа – идеальный город для развития велодвижения. В нём нет чётко выраженных холмов или рек в черте города, в отличие от Уфы или Самары, что позволило бы без помех развивать инфраструктуру.

- При всём при этом в Оренбурге совершенно этой возможностью не пользуются. И пока что Оренбург находится на одной из самых низших позиций с точки зрения удобства для велосипедистов, если сравнивать его с другими крупными городами, - говорит урбанист, создатель ТГ-канала «Оренбург. Архитектура и урбанистика» Виктор Богданов, - дело не только в велодорожках, но и отсутствии веломоек, велопарковок, стоянок и другой инфраструктуры. Да, активисты пытаются изменить ситуацию, даже открываются частные пункты прокатов, однако велосипеды, которые они предлагают, очень тяжёлые и неудобные, не имеющие скоростей. Поэтому пока что поездка на работу на велосипеде для многих так и будет оставаться нереализованной мечтой. Обобщая всё, можно назвать Оренбург городом с идеальными природными данными для велодвижения и вопиюще ужасной реализацией.  

   
   

Идеальным городом для велосипедистов называют Альметьевск, который получил неофициальный статус велосипедной столицы России. Помимо развитой инфраструктуры, включая двусторонние велодорожки, парковки и пункты проката, в городе имеется целый музей, посвящённый велодвижению. Оренбургу до такого, само собой, ещё очень далеко…

Велосипедисты бывают разные…

При всей неудобности Оренбурга для велосипедистов он является самым лояльным в области. В остальных городах и посёлках дела обстоят гораздо хуже, несмотря на то, что чем дальше от райцентра – тем чаще жители стараются передвигаться на двухколёсном транспорте. Однако сами велосипедисты там от этого не страдают, так как машин на проезжей части немного, а потому места хватает всем.

Другой вопрос – а существует ли как таковое велодвижение в Оренбуржье? И хотя рядовому горожанину может показаться, что оно развито достаточно сильно – ездят ведь десятки людей в шлемах! – сами велосипедисты относятся к этому термину немного скептически. В Оренбурге действуют два крупных велоклуба, однако в последнее время они испытывают проблемы из-за своей неоднородности. Среди велосипедистов есть идейные фанатики, поставившие себе за цель преодолевать огромные расстояния и однажды выиграть «Тур де Франс». Таких безошибочно можно опознать на дороге: они всегда ездят в полной экипировке и форме. Но больше всего тех, кто просто приходит покататься по вечерам в своё удовольствие и ни о каких марафонах и не помышляет.

- Наша главная проблема в том, что у руководства нет сильной смены из числа молодых. Как правило, молодёжь, которая сейчас приходит в клубы – это любители, которые катаются от случая к случаю. А мы, старожилы, уже потихоньку начинаем отходить от дел. Но оставить их, к сожалению, пока не на кого. Может случиться так, что с нашим окончательным уходом велодвижение начнёт распадаться и не будет представлять чёткую организацию, - рассказывает Людмила Пахомова.

Тем не менее оренбуржцев, которые не прочь прокатиться на двухколёсном транспорте, становится всё больше. В последние два года в городе наблюдается небывалая активность самокатчиков, параллельно которой началось стремительное развитие кикшеринга. И хотя летающие на скорости электросамокаты порой вызывают раздражение прохожих и автомобилистов, при грамотном использовании они тоже вносят свою лепту в развитие двухколёсного транспорта. Тем более, что с 2022 года часть электросамокатов с определёнными параметрами входит в список официально признанных транспортных средств. Быть может, с растущей ролью самокатов, которые тоже требуют определённых условий и инфраструктуры, велосипедистам тоже предоставят больше возможностей для передвижения? Тогда уже им не придётся переживать за будущее велодвижения.