Детский рай растоптал рынок. Как исчез легендарный завод игрушек СССР

Константин Кудряшов / АиФ

Пышный каравай, пуховый платок, природный газ – казалось бы, именно эту продукцию из Оренбургской области знали во времена позднего СССР. И почти никто не вспоминает, что миллионы детей по всей Стране Советов мечтали и о других изделиях из нашей области.

   
   

Это, конечно же, были игрушки – такие любимые и зачастую такие недоступные. Велосипеды, машинки, куклы, плюшевые медвежата – всё это в огромном количестве выпускалось у нас в области, на ныне исчезнувшем Гайском заводе игрушек. Ровно 50 лет назад, в декабре 1974-го, он выпустил первую свою продукцию. А через 32 года безжалостно растоптан рынком, который наводнил дешёвый китайский импорт. 

«Мужья – в шахту, жёны – на завод»

Гай – город суровых горняков и бесконечных шахт. Именно здесь располагается крупнейшее на Южном Урале месторождение медно-колчеданных руд, которые шахтёры поднимают с почти километровой глубины. Это самая глубокая шахта Европы.

Разработка тут началась ещё в 1959 году, и город Гай стал стремительно расти. А перед обкомом области встал вопрос: чем занять тысячи женщин, которые приехали вместе со своими мужьями-шахтёрами и металлургами обживать восток Оренбуржья? Плановая советская экономика позволяла без обиняков решать такие вопросы. Так в городе и появился сначала швейный цех, а потом и полноценный завод игрушек.

"Первую продукцию Гайский завод игрушек выпустил в декабре 1974 года, – публикует слова бывшей работницы предприятия Татьяны Нефедовой газета «Гайская новь». – Всё было в истории моего завода: взлёты, падения и снова взлёты… Я отработала на нём ровно двадцать лет, от открытия до закрытия. Завод ещё строился, а в выделенной комнате ветлечебницы вырезали по лекалам вручную первые две игрушки. Шло время, отделали большую комнату в самом заводе, и цех мягконабивной игрушки начал свой путь. Я ездила учиться в Свердловск (Екатеринбург), чтобы освоить новое оборудование – прошивную машину, которая шьёт искусственным волокном по байке."

Постепенно производство расширялось. В 1976 году заработал цех литья пластмассы – завод освоил выпуск пластиковых игрушек, машинок. Это была целая серия спец-грузовичков: «Пожарная», «Молоко», «Техпомощь», «Ракетная установка», «Живая рыба», «Хлеб», «Продукты»... Были даже такие машинки, как бочка «Ассенизаторская» и «Мусоровоз». С сегодняшней точки зрения – сомнительная тема, но в те годы ещё не было такого негативного шлейфа за этими вполне себе жизненными коммунальными агрегатами.

Фото: Паблик Игрушки советского детства

Особым шиком у советских ребят было собрать коллекцию всех автомашинок. Но позволить себе такое могли немногие. Одна большая машинка, например, пожарная, с грушей-брызгалкой, стоила 3 рубля 60 копеек. При средней зарплате в конце 70-х в 130 рублей в месяц такая покупка была довольно дорогостоящей.

   
   

«Слоник» на колёсах

Через пять лет после выпуска первых, поначалу неказистых, мягких игрушек завод вырос в мощное многопрофильное производство, на котором работали сотни человек. С 1979 года предприятие подчинялось Управлению местной промышленности Оренбургского облместпрома. Тогда же появился и официальный логотип «Гайского завода игрушек» – белый слоник.

К 1985 году общая площадь производственных зданий и сооружений составила 5432 кв. м, из них производственных площадей – 3966 кв. м. Работали участки: мягконабивной игрушки, литья пластмасс, штамповки, гальванический, инструментальный, велосипедный.

Трёхколёсные детские велосипедики из Гая, кстати, были чрезвычайно популярны у детворы всего СССР. Из-за логотипа на вилке их в народе так и прозвали – велосипед «Слоник». Официальное же название данного детского «изделия металлического» по документам было столь же суровым, как и лица гайских шахтёров в забое: ВДТ-110. (велосипед детский трёхколёсный, модель 110).

Тем не менее «Слоники» оказались очень прочными по конструкции – не одно поколение детворы осваивало на нём первые азы передвижения на колёсах. Эти велосипеды продавались в магазинах по всему Союзу – от солнечного Самарканда до продуваемого муссонами Владивостока.

Кстати, стоил «Слоник» не так уж и дорого: 12 рублей в начале 80-х годов. В переводе на современные деньги это примерно 6-7 тысяч рублей.

Велосипед "Слоник". Фото: Музей истории велосипедного дела Андрея Мятиева

Конец «детского рая»

После пика своего развития в 1985 году Гайский завод игрушек относительно благополучно просуществовал до 1989 года, после чего начался процесс его реорганизации. Логотип «Слоника» исчез, вместо него появилось просто квадратное клеймо с буквами. А вскоре грянули «лихие 90-е», развалилась великая страна, были разорваны кооперационные связи. На рынки валом повалили более интересные игрушки из Китая, Турции, Европы, началась эпоха электронных приставок типа «Денди» и компьютеров ZX-Spectrum. Пережить это всё гайский завод уже не мог.

В 1994 году предприятие акционировали, вместо велосипедов стали выпускать прицепные бороны и грабли, вместо пластмассовых машинок – оснастку для тракторов. Но и это продолжалось недолго. Перепрофилировать производство стоило гигантских денег, а их у новых акционеров не нашлось.

В итоге 14 мая 2003 года Арбитражным судом Оренбургской области «детский рай», «дом белых слоников», Гайский завод игрушек – был признан банкротом и ликвидирован.

На его бывших площадях ещё располагаются до сих пор компании-производители, пытающиеся отвоевать себе хоть немного места под солнцем индустрии. Были попытки выйти в крупные сети магазинов игрушек с простой пластиковой продукцией: кеглями, кубиками. Но особого успеха это так и не принесло.

Китайский пластик оказался дешевле, а литьё – технологичнее и проще. А то, что китайские же велосипедики теперь разваливаются уже после первого сезона, а гайские «Слоники» служили десятилетиями – никого уже не волнует.