Бесхозная труба. В Оренбурге многоквартирный дом остался без горячей воды

Дом в Оренбурге, в котором 293 квартиры и офисные помещения на первом этаже, неизвестно, сколько будет оставаться без горячей воды. © / Ольга Наточая / Коллаж АиФ

Ситуация, которая оставила больше тысячи жителей многоквартирного дома в областном центре без горячей воды, могла бы сойти за рядовую. Если бы дело не касалось безопасности и было решено в короткие сроки.

   
   

Жили, не тужили

16-этажный дом № 15 на улице Карагандинской имеет, как и многие новые высотки города, крышную газовую котельную. Там готовится горячая вода, а зимой это ещё и источник отопления. Естественно, оформлен договор поставки газа. Товарищество собственников недвижимости (ТСН) «Семья» существует с июня 2016 года, а сам дом введён в эксплуатацию в октябре 2014 года.

– До 2018 года мы беды не знали, – рассказывает председатель правления ТСН Равиль Багаутдинов. – Газ поставлялся, мы за него платили, оборудование проверялось. В 2018 году рядом с домом во время дорожных работ на перекрёстке улиц Сызранской и Полигонной срезали газовый шток – лючок такой. Приходят газовики и говорят: вы его повредили, вы и восстанавливайте. Я говорю – это не моё, ищите дорожников, которые его срезали. Но товариществу предложили восстановить доступ к нему за 300 тысяч рублей, мы отказались. Он был завален асфальтом и не работал почти полтора года. Я обращался в управление дорожного хозяйства городской администрации, чтобы выяснить, чья техника работала. Мне ответили, что никаких работ на этом участке не производилось. Но у меня есть запись этого момента, я сам снимал, не подозревая, что там есть какой-то газовый люк.

ФАКТ
Через трубу, которая фактически никому не принадлежит и никем не обслуживается, с момента ввода дома в эксплуатацию перекачано около 4,5 миллиона кубометров газа.

Было написано заявление в полицию и прокуратуру, в конце концов лючок этот «Газпром газораспределение Оренбург» откопал. Но история, оказывается, только начиналась.

«Берите на баланс!»

Дом – единственный, кто потребляет газ, который поступает из трубы высокого давления в газо-редукционный пункт (ГРПШ) и потом дальше, уже с меньшим давлением, – в котельную на крыше. Газовики настаивают на подписании договора, в котором ТСН возьмёт на себя ответственность за содержание газопровода от точки врезки в магистраль до выхода из ГРШП.

– Если товарищество подпишет такой договор, то не дай бог произойдёт авария, нам скажут устранять её своими силами, – говорит Равиль Багаутдинов. – Как мы это сможем сделать без специального оборудования и специалистов?

Собрав все документы и обратившись к юристам, которые проанализировали ситуацию, председатель уверен: ТСН просто вынуждают взять на себя обязанности, которые товарищество просто брать не имеет права.

   
   

И вот 1 июня в газораспределительном шкафу сработало устройство и заблокировало подачу газа в котельную. Газовики приехали, наладили, газ пошёл, но сказали, что нужно ещё комплексное обслуживание. На следующий день «Семья» подала заявку в электронной форме и гарантировала оплату. Но к вечеру подача газа опять прекратилась. Дом остался без горячей воды.

– Мне опять звонили и говорили: подпиши договор с границами, тогда мы приедем и устраним поломку, – утверждает Равиль Багаутдинов. – Но я категорически против, и буду защищать права жильцов в суде.   

Подводя итог: через трубу, которая фактически никому не принадлежит и никем не обслуживается, с момента ввода дома в эксплуатацию перекачано около 4,5 миллиона кубометров газа. Этот участок не поставлен на учёт в Ростехнадзоре, и никто – ни администрация, ни газовики – не проконтролировали этот момент. И это уже не карусель, от падения которой пострадали 15 человек, и которая тоже не стояла на учёте в Ростехнадзоре. Это дом, в котором 293 квартиры и офисные помещения на первом этаже. И что самое парадоксальное: если бы не случайный асфальтоукладчиик, то, по-видимому, так никто бы ничего и не знал – до первого тревожного случая.