Сегодня в это сложно поверить, но всего 80 лет назад рыбаки на Урале могли свободно ловить осетровых рыб: этот промысел занимал важную часть хозяйственной деятельности региона. Восстановить былую популяцию стерляди — «царицы Урала», как называли её раньше, — одна из амбициозных задач, которую помогают решить ташлинские нефтяники.
Отдавая дань природе
По уже ставшей доброй традиции, ежегодно в конце лета сотрудники нефтяной компании «Сладковско-Заречное» участвуют в зарыблении Урала. Нынешний год не стал исключением — в этом сезоне в воды главной реки области было выпущено более 13 000 мальков стерляди. Эта работа велась совместно с Волго-Камским территориальным управлением Федерального агентства по рыболовству: его специалисты определяли наиболее оптимальные места для зарыбления и сроки выпуска мальков.
Всего за последние 5 лет нефтяники помогли вырастить в искусственных затонах, а затем выпустить в естественную среду обитания более 100 000 мальков редкой краснокнижной стерляди. В нынешнем году эта работа продолжилась: в течение августа рыбный фонд Урала вновь пополнился.
Примечательно, что многие работники компании, старожилы ещё помнят прежние времена, когда стерлядь изредка, но всё-таки ещё доходила на нерест вверх по Уралу из Каспия до Ташлы, Илека и даже Оренбурга. Но варварская добыча, браконьерский лов и общее ухудшение гидрологической и экологической ситуации почти погубили популяцию «царицы». За последние годы свидетельств о её существовании всё меньше и меньше. Очень, очень редко попадается стерлядь уральским рыбакам — и те обязаны выпустить её обратно.
В отличие от рыб, не имеющих охранного статуса, стерлядь растёт очень медленно: взрослого возраста первого нереста самцы достигают через 5 лет, а самки — через 8.
Эта рыба рано засыпает на зиму — уже в сентябре стерлядь выбирает ямы и вымоины и встаёт там до весны. Обмеление Урала усугубляет ситуацию — всё меньше остаётся мест для зимовки «царицы реки».
Задача номер один
Стерлядь сегодня на территории всей России, всего бассейна Каспия категорически запрещена для вылова. Эта рыба находится на грани полного вымирания. И восстановление фонда, по словам специалистов управления государственного контроля, надзора и охраны водных биологических ресурсов по Оренбургской области, сейчас первостепенная задача всего региона. Решить её помогают многие крупные предприятия области, в том числе и нефтяники.
«На самом деле результаты этой работы уже есть, как рассказали коллеги, в прошлом году прошло несколько сообщений о вылове краснокнижной рыбы. Добросовестные рыбаки, естественно, отпускают стерлядь обратно. Это работа далеко не одного года, но мы и многие другие предприятия в Оренбуржье готовы вести её регулярно, чтобы вернуть рыбу в её исторический ареал обитания, — говорит начальник отдела охраны окружающей среды «Сладковско-Заречное» А.А. Баженов.
«Мы работаем в Ташлинском районе, и многие наши сотрудники ещё помнят осетровых рыб в Урале, — рассказывает генеральный директор нефтяной компании „Сладковско-Заречное“ А.В. Барышников. — Совместными усилиями уже несколько лет мы стараемся вернуть популяцию стерляди в оренбургские реки. Это очень длинный и сложный путь, в котором участвуют многие предприятия и ведомства Оренбуржья. Урал — хрупкая экосистема, к которой нужен ответственный и своевременный подход, но, если всё получится, мы создадим прецедент, который послужит примером и толчком к действию для многих.»
Улучшается сейчас ситуация и с уровнем воды в Урале. После пика обмеления в 2019 году учёные отмечают увеличение водности. Вместе с усилиями неравнодушных предприятий это даёт надежду на возвращение тех времён, когда стерлядь шла на нерест десятками тысяч особей. Вода в реке в этот момент буквально «вскипала».
Конечно, решить задачу восстановления популяции осетровых в Урале до безопасного уровня быстро не удастся. Но методичная работа, пример которой показывают в том числе и нефтяники, обязательно даст результат.