Логистика содружества. Что обсуждали на Российско-Казахстанском форуме?

В Оренбурге прошёл XVIII форум межрегионального сотрудничества России и Казахстана. © / Ирина Шахова / АиФ

В Оренбурге прошёл XVIII форум межрегионального сотрудничества России и Казахстана. Несколько панельных сессий, заседание делового совета. Как было заявлено в официальных релизах, главными темами встреч должны были стать «эффективное бизнес-партнёрство и устранение инфраструктурных разрывов».

   
   

Пограничный регион

Напомним, независимости Казахстана уже три десятилетия. За время дипломатических отношений России и Республики подписано более 400 различных совместных документов и соглашений, заключён Договор о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи, Декларация о вечной дружбе и добрососедстве.

Наша область занимает особое место – протяжённость границы с Казахстаном составляет внушительные 1876 км. Через нас проходят транзитные грузовые и пассажирские перевозки между Россией и Средней Азией. На панельной сессии «Транспортно-логистический потенциал России и Казахстана – будущее трансграничного сотрудничества» звучали яркие образы: «евразийский каркас», «парадигма экономических коридоров», «мультимодальное транскаспийское сообщение» и пр. Но для рядовых оренбуржцев ближе и понятнее стояние в очередях и поиск туалета на таможенном пункте пропуска Сагарчин, где с оренбургской стороны невозможно укрыться ни от жары, ни от холода. Сколько лет говорят о необходимости его модернизации – но практических результатов пока не видно.    

– Среди основных направлений работы – непрерывное взаимодействие по развитию пунктов пропуска – преодолению их перегруженности; и транспортной инфраструктуры. Синхронизация её развития – важнейшая задача, с точки зрения использования транзитного потенциала, – отметил статс-секретарь – заместитель министра транспорта России Дмитрий Зверев.  

Ему вторит и министр строительства, жилищно-коммунального, дорожного хозяйства и транспорта Оренбургской области Александр Полухин: «Наращивание транзитно-логистического потенциала, который обеспечивает развитие межрегиональных и межгосударственных хозяйственных связей, – одно из ключевых направлений нашей работы. Это соответствует целям, заложенным в Транспортной стратегии Российской Федерации до 2030 года». То есть, придётся подождать ещё семь лет?

Впрочем, вице-премьер РФ Алексей Оверчук на пленарном заседании сказал, что уже в этом году начнётся реконструкция 30 пограничных пунктов пропуска, в том числе и оренбургских: Сагарчин и Маштаково.

Остаётся неясной сегодня и судьба транспортной магистрали «Шёлковый путь». Изначально было задумано, что новая автодорога класса А станет мощной транзитной артерией для товаров из Китая и стран Средней и Юго-Восточной Азии в Европу. Но после 24 февраля актуальность проекта под вопросом. Если российские фуры не будут пропускать через границы ЕС, то есть ли смысл вкладывать более 600 миллиардов рублей на прокладку этой магистрали? На форуме хотя и говорили о «расшивании логистики», но речь шла о ремонте и модернизации уже существующих дорог, например, трассы Оренбург – Самара. Сроки же новых масштабных строек никто не анонсировал.

   
   

Чем сердце успокоится

Главной темой заседания Российско-Казахстанского делового совета стало эффективное бизнес-партнёрство и устранение инфраструктурных разрывов. Было подписано несколько двусторонних соглашений с предприятиями из различных регионов России и Казахстана. Оренбуржцы тоже заключили договор – на поставку хлебобулочных и кондитерских изделий. Это сложно назвать прорывом, но сегодня из полусотни компаний, которые работают в нашем регионе и имеют участие казахстанского капитала, почти все – из сферы торговли и оказания услуг. А вот в части промышленности, инноваций, машиностроения с южным соседом у нас, увы, не создано ни одного крупного совместного предприятия.

Крупное партнёрство с Казахстаном есть только у Газзавода и ЮУПК, которые перерабатывают газ с Карачаганакского месторождения. Также давние и тесные деловые отношения с соседями есть и у «Оренбургских минералов». Но это кооперационные цепочки, основы которых были заложены ещё в советские времена. Прекрасно, что они оказались столь прочны и взаимовыгодны. Но где же новые бизнесы, новые рабочие места, так необходимые и нам, и нашим соседям? Ответа на этот вопрос на форуме, увы, не прозвучало.