22 мая у «Единой России» состоится предварительное голосование, у ЛДПР на этой неделе приезжает агитпоезд, а областное отделение КПРФ провело конференцию, на которой заявило, что не будет вступать ни с кем в коалицию.
Означает ли это, что предвыборная кампания начинает набирать обороты, что представители разных партий начали, наконец-то, бороться за голоса избирателей? В этом разбирался корреспондент «АиФ в Оренбуржье».
Через четыре месяца оренбуржцы будут выбирать новый областной парламент и депутатов Государственной Думы. Партии, каждая по своему, готовятся к выборам, по крайней мере, так считают сами партийцы, а что же видят простые избиратели?
Видимость активности?
В феврале-марте заявления «Единой России» об открытости политических процессов и честном и непредвзятом предварительном голосовании звучали достаточно громогласно. По мнению правящей партии, эти самые праймериз - единственно верный и самый демократичный способ составить списки кандидатов в депутаты лишь из людей, пользующихся авторитетом у населения.
Но вот уже прошли дебаты, о которых простой оренбуржец, не сильно интересующийся политикой почти ничего и не узнал. Уже сменилось несколько волн агитационных баннеров на улицах населенных пунктов. Но если спросить прохожих, пойдете ли вы голосовать на праймериз 22 мая, в ответ, в лучшем случае, услышишь «нет», в худшем - «а что это?». И ведь нельзя упрекнуть партию большинства в неактивности, но электорат как-то об этом не в курсе. Причем, если лица «кандидатов в кандидаты» в Госдуму еще можно увидеть на наружной рекламе, правда, последние баннеры почему-то без фотографий (ну да ладно, оставим это на совести политтехнологов), то о некоторых людях, пытающихся стать кандидатами в Законодательное собрание области мало кто вообще слышал.
Если посмотреть на списки претендентов на областные депутатские мандаты, можно с удивлением не найти многих известных и еще недавно весомых в области политиков. Дело даже не в осужденном уже Александре Сало, речь идёт о тех, кого жители уже привыкли видеть в областном парламенте. Так, уже заявили о своем уходе из политики два председателя комитетов: Владимир Киданов и Александр Соляник. Не будут принимать участие в выборах, судя по спискам для предварительного голосования, Александр Борников, Борис Колесников, Виктор Доценко, Ильдар Насыбуллин, Владимир Пилюгин, Виталий Степанов (кстати, еще один председатель комитета, на сей раз по экономической политике, промышленности и предпринимательству). В числе нежелающих более избираться единственной предсказуемой кандидатурой является, наверное, лишь Сергей Иванов. А ведь некоторые из них прослужили в качестве депутатов ни много ни мало, а три созыва. Почему мастодонты оренбургской политики расхотели работать в областном парламенте?
Кто займет вакантное место?
Конечно, заявление об участии в праймериз мог подать любой желающий, от студента до пенсионера, и в этом можно убедиться, внимательно посмотрев на список кандидатов. Праймериз, действительно, отличный способ заявить о себе, о своих политических амбициях. Но кто из них реально сможет представлять интересы оренбуржцев, принимать важные и нужные для области законы? К тому же не очень активно они и агитируют за себя, по крайней мере, в Оренбурге, может быть в районах агитация идет более бойко, но в это как-то не верится.
Хотя накануне Дня Победы на дворовых концертах появились некоторые кандидатуры, лишь единицы из них четко позиционировали себя как участников праймериз, остальные скромно именовались либо по должности, либо по сегодняшнему статусу депутатов. Так, например, было на 10 областном избирательном округе, где на праздник пришли два депутата Оренбургского горсовета, Денис Зеленцов и Алексей Горохов, долго выступали, читали длинные стихи и оставили жителей в недоумении. Ведь никто этих самых жителей не предупредил, что это часть агитационной кампании, никто даже не пригласил их 22 мая на участки, чтобы помочь партии выбрать самых достойных. Ну Зеленцова оренбуржцы еще знают, как бывшего заместителя главы городской администрации. Но неужели Горохов, которого и в его 13 городском округе знают не очень много избирателей, не проработав на городском уровне даже года, уже набрал политического опыта, чтобы представлять интересы оренбуржцев на более высоком уровне?
Неужели правящая партия снова надеется на административный ресурс? Не хотелось бы в это верить после столь громких заявлений о легитимности выборов…
Кто в оппозиции?
Что касается оппозиционных партий, то не успело сложиться стойкое впечатление того, что КПРФ и «Справедливая Россия» хотят въехать в оба парламента «на горбу» ЛДПР и лично Сергея Катасонова, коммунисты вдруг внесли сумятицу в это ставшее уже привычным ощущение.
Уже несколько лет, с момента создания Альтернативного правительства и попыток выдвинуть каких-то единых кандидатов, электорату насаждалось мнение о том, что главное не отдельная партия, а оппозиционная к власти позиция. И в этом вопросе были даже успехи - в 2012 году совместными усилиями оппозиция смогла убедить электорат, что на тот момент эсер Вадим Виноградов - лучшее, что нужно для Переволоцка. Крайне неудачная оказалась попытка, но , увы разве могли тогда знать партийные активисты, что буквально через несколько лет их «протеже» не только выйдет из партии «Справедливая Россия», но еще и попадёт под уголовное преследование за вымогательство крупной взятки.
Потом была неудачная попытка выставить единого кандидата в губернаторы, которая с треском провалилась. Уже в 2016 году власть и вовсе «подарила» оппозиции изменения формы выплаты ЕДК и акции протеста в едином порыве объединили все инако настроенные партийные силы. Понятно было, что главной движущей силой в этих акциях были всё же либерал-демократы, но и коммунисты и эсеры бодренько составляли им компанию.
И тут как гром среди ясного неба заявление лидера оренбургских коммунистов Владимира Новикова о том, что оренбургские коммунисты не будут принимать участие ни в каких уличных акциях: «Недопустимо подыгрывать конфликтующим между собой группам бизнесменов и банкиров, покупаться на подачки и обещания». Вот кого имел в виду главный оренбургский коммунист? Что вдруг произошло, что вчерашние партнеры стали не нужны КПРФ? Более того, на конференции коммунисты вновь, в который уже раз, объявили себя единственной оппозицией в стране.
Скандалов нет пока только со стороны «Справедливой России», похоже, Владимир Фролов, не собирается вести отдельную избирательную кампанию, по крайней мере, создается именно такое впечатление, везде и всюду, в том числе и в социальных сетях, его позиция схожа с позицией ЛДПР.
Что касается остальных партий, то, новых игроков, на этом поле по-видимому не возникнет, и даже если они появятся, то вряд ли за 4 месяца до выборов смогут как-то кардинально изменить раскладку сил.
Выводы напрашиваются сами собой. Ничего в Оренбуржье не меняется, как в том Багдаде, в «котором всё спокойно». Игроки всё те же, да и проценты распределения мандатов будут, скорее всего, теми же, больше всего получит «Единая Россия», судя по активности на втором месте может оказаться ЛДПР, даже несмотря на скандалы в региональном отделении, примерно столько же возьмёт КПРФ, ну а сладкие, но небольшие остатки, из-за преданного, но уменьшающегося электората уйдут, похоже, к «Справедливой России». Интриги, увы, нет.
Смотрите также:
- Предвыборный проект АиФ Оренбург: «Кто на новенького, или Все по-старому?» →
- Арена имитаций. Оренбуржцы считают, что выборы уже закончились →
- Владислав Шаповаленко: «Народу нужен лидер!» →