Работа – не «волк»? О депутатском КПД и рейтингах

Полгода назад вся страна, правда, не совсем в едином порыве, так как явка была всё-таки не очень высокой, выбирала новый состав главного представительного органа – Государственной Думы.

   
   

Кто и как из депутатов проявил себя за это время, насколько народные избранники действительно всё это время работали на этот самый народ, этими вопросами озадачился сайт «Депутатский клуб». Кто из оренбургских депутатов проявил себя за это время лучше, кто хуже, и кому вообще нужен этот рейтинг, разбирался корреспондент «АиФ Оренбург».

Кто за кем?

Сначала несколько слов о том, на чём именно строится рейтинг КПД депутатов. КПД (коэффициент полезного действия, это как принято было ранее, в данном случае - коэффициент полезности депутата) вычисляется на основании четырех базовых параметров: народный рейтинг (голосование на сайте); рейтинг активности - сколько законопроектов внес депутат за отчетный период, сколько раз выступил на заседаниях, в каком количестве рабочих мероприятий принял участие; медиа-рейтинг (мониторинг СМИ и соцсетей) и экспертный рейтинг. После того, как определены места депутатов в каждом из четырех базовых рейтингов, вычисляется КПД.

По данным первого рейтинга оренбургские депутаты, причем и одномандатники и «списочники», независимо от партийной принадлежности распределились следующим образом.В ТОП-50 ни один избранник от нашего региона не попал, первым на 59 месте идёт Владимир Шаманов, избранный, правда, не только от нашего региона, но и от , далее на 85 месте - Виктор Заварзин, на 131 месте – Игорь Сухарев и на 133 месте – экс-глава Оренбурга Юрий Мищеряков. Кстати, все четверо представляют партию «Единая Россия». Представитель ЛДПР Сергей Катасонов занял 155 место, коммунист Леонид Калашников – 208, а еще один единоросс Роман Романенко – 331.

Депутаты ГД от Оренбургской области Фото: Коллаж АиФ

Что касается активности депутатов от Оренбуржья в каждом из четырех параметров, то здесь в ТОП-50 «засветились» все, кроме Калашникова и Романенко. Так, самым «народным» и медийным депутатом от нашего региона стал Шаманов, самым активным – Катасонов. И все три одномандатника (Заварзин, Мищеряков и Сухарев) стали самыми региональными, повторимся из тех, кто избран в ГД от Оренбургской области. Кстати, коммунисты верны себе, что прошлый депутат ГД от КПРФ Валентин Чикин в Оренбургской области так ни разу и не появился, что Леонид Калашников, наверное, решил последовать его же примеру – ну и что, что избран от Оренбуржья?

Идите в народ!

Что дают нам эти цифры, можно ли по ним определить, насколько полезны действительно для избирателей депутаты ГД?

Галина Шешукова, доктор политических наук, руководитель социологического центра «Общественное мнение», не очень верит в объективность этого исследования: «Народный рейтинг - это несерьезно. Как любое интерактивное голосование оно не отражает реальных позиций избирателей, которые на такие сайты , как правило, не выходят. Этот рейтинг уже похож на игры не системной оппозиции, которая через интернет выбирала себе  руководящие органы. Медиа-рейтинг также относителен, потому что возможности использования СМИ не равнозначны даже внутри фракции ЕР, для размещения в СМИ нужны деньги. Рейтинг экспертов - это хорошо, но возникает вопрос: «А судьи - кто?». Прежде всего, необходимо было бы использовать в качестве экспертов региональных специалистов. Количество законопроектов и выступлений, как показатель рейтинга не учитывает того, что  всё зависит от партийной фракции и её возможностей организовать выступления депутатов и прохождение законопроектов, а вот работу депутатов в своих округах нужно было бы проследить и опросить избирателей не на сайте, а, как говорится, по домам и квартирам».    
   

Кстати, примерно о том же говорит и Алексей Козлов, главный редактор журнала «Оренбургская политика»: «Народ устал от рейтингов. Им гораздо интереснее было бы увидеть реальную работу депутата, так сказать на земле, причем не на какой-то там земле, а конкретно на их куске, который располагается в округе, по которому избирался депутат. Невозможно людям, которые живут на зарплату в 5 тысяч рублей в месяц, в каком-то совершенно отдалённом поселке, объяснить, что вот ты - депутат, человек, у которого есть возможность бесплатно летать по всей стране, есть помощники в Москве и регионе, есть машина и зарплата в 400 тысяч, что ты хотя бы раз в месяц (ну, хорошо, раз в квартал) не можешь заехать к ним, выслушать их, а потом помочь решить проблемы. Причем, важное обстоятельство - люди не разделяют депутатов на одномандатников и «списочников». Все, кто баллотировался в той или иной области, «светился» на той или иной территории и прошел в Думу, автоматом становится «их» депутатом. И если кто-то из них не исполняет отведенной им роли (а это не только «функциональная» роль законтворцев), то рейтинг у них - ноль и того ниже. И никакие КПД ГД тогда никого не убедят. 

Если же говорить о самом рейтинге, то безотносительно его методологического качества, важно еще разобраться, для кого и для чего он был разработан и опубликован? Какие цели (не только и не столько публичные) поставили себе авторы? Зачем такой рейтинг заказчику или заказчикам (если таковые имеются) и что это принесет всем нам (экспертному сообществу, избирателям, в конце концов, всему обществу)?».

От редакции

Справедливости ради отметим, что депутатов нынешнего созыва оренбуржцы всё-таки видят во время региональных недель каждый месяц, пусть не все и не всех, но чаще, чем во время прошлых лет работы ГД. Да и времени прошло, на наш взгляд, пока ещё слишком мало, чтобы действительно говорить о «полезности» народных избранников для региона и его жителей. Да и когда будут (ну или если будут) реальные результаты работы, когда жители Оренбургской области на себе почувствуют эти результаты, то и рейтинги КПД не будут нужны, согласитесь?

Смотрите также: