«Наделали кучу ошибок». Оренбургский урбанист – о проектах и реальности

Набережная - новая, проблемы - старые © / Дьюша Митёлкин / АиФ

Попытки сделать Оренбург удобнее и красивее за инициативой местных властей не обругал только ленивый. И своя справедливость в словах горожан, возмущённых сто раз переделанной набережной или очередным изуродованным сквером, есть. С приходом весны стало более чем очевидно, что, несмотря на многочисленные реставрации, инфраструктура по-прежнему требует переделок. Отдельно стоит отметить старинные дома, которые находятся в одном из двух состояний: либо в плачевном, либо в очереди на снос. Что привело к многочисленным ремонтам, за что Оренбург высоко ценят российские урбанисты, и почему строить гостиницы – плохая идея, журналисту «АиФ» рассказал оренбургский урбанист Виктор Богданов.

   
   

«Не надо нам лучше, оставьте хорошо»?..

Дина Елманова, «АиФ»: Виктор, мы уже несколько лет наблюдаем за изменениями в архитектуре, но никак не видим конечный результат. В чём причина постоянной незавершённости, на ваш взгляд?

Виктор Богданов, урбанист, автор ТГ-канала «Оренбург. Архитектура и урбанистика»: Главными причинами, по моему мнению, являются неполные знания о местности и ошибки в выборе материала. Сильнее всего это видно по Зауральной роще и многострадальной набережной. Я сразу хочу сказать, что предложенные планы благоустройства вовсе не были плохими – на бумаге они все прекрасны. Плохими они оказались в реальности, потому что не вписывались в особенности рельефа, не учитывали его. Беговые и велодорожки на набережной идут из ниоткуда в никуда, так как проектировщики почему-то не учли наличие железнодорожного полотна. Плитка ходит ходуном, так как изготовлена из дешёвого материала, а почва не была достаточно подготовлена к её укладке, из-за чего её постоянно подтапливает.

Плитка на восточной части набережной уже "пустилась в пляс" Фото: АиФ/ Дьюша Митёлкин

 

На набережной не провели дренажные работы, не выровняли склон, а значит, если вода поднимется выше нормативного уровня, она дойдёт до деревянных конструкций, и они перегниют. Про Зауралку и говорить нечего – проект московского бюро «Дом.РФ» совершенно не учитывает рельеф местности, её историческое и социальное значение.  Чтобы построить предложенные проектировщиками площадки и дорожки, придётся уничтожить, по некоторым данным, до 20% зелёного фонда рощи, а это нанесёт ущерб и Уралу, и самому городу. Почему нельзя воспользоваться теми площадками, которые уже существуют на территории Зауралки? И к тому же где гарантия, что Урал при очередном разливе не снесёт установленные объекты?

- С материалами та же беда?

- Материалы, которые зачастую используют при реконструкции, думаю, не соответствуют нормативам качества. При таком подходе некоторые объекты не следовало даже трогать. Те же спуски к Уралу, которым уже немало десятков лет, в реставрации не нуждались. Они бы ещё полвека простояли неизменными. А сейчас на них сколы, трещины, в иных местах видна ржавчина, которой там не было никогда.

   
   
Ржавчины на отремонтированном элементе спуска к Уралу Фото: АиФ/ Дьюша Митёлкин

 

Весь Интернет забит фотографиями, которые уже всю страну облетели. Сейчас снова заговорили об очередном ремонте улицы Советской. Вместо того, чтобы ещё лет 10 назад сразу положить качественную плитку, из года в год её заменяют всё новыми дешёвыми материалами, которые откалываются и стираются к следующему лету. Вот тебе и сделали, как лучше!

Пустыня под липами

- Откуда взялась тенденция при благоустройстве парков и других пространств уничтожать деревья?

- Так проектировщикам легче работать. Самое простое – взять пустой участок, заставить его МАФами, киосками, детскими площадками, и уж потом подумать над размещением деревьев. Работать с  готовым ландшафтом никто не хочет, ведь отталкиваться от уже имеющихся насаждений, размещая среди них лавки и МАФы, гораздо сложнее. Такая работа требует больших знаний архитектора.

Сквер ТРЗ сразу после открытия. Фото: АиФ/ Дьюша Митёлкин

 

- Не создаётся ли впечатление, что из-за такого отношения к деревьям все парки, отреставрированные за последние два года, кажутся одинаковыми?

- Одним они точно похожи – в них крайне трудно найти тень. Особенно, если ты находишься возле спортивной или детской площадки. Речь идёт о парках в Южном посёлке, на Магнитогорской, и об отреставрированном сквере им. Ленина. А уж про газоны и говорить излишне. Потому при всей своей красоте они выглядят так, словно детские площадки строили среди кучи мусора, так как после работ убрать отходы и обрезки догадались почему-то не сразу. К том уже тенденция избавляться от старых деревьев привела к тому, что у нас вырубают вполне здоровые сильные карагачи, которые прекрасно приспособлены к нашему климату, и втыкают липы, которые могут и не прижиться. В бытность мэра Владимира Ильиных саженцы поливать забывали, и часть дорогостоящих деревьев высохла. Тень не создана. И это в городе, где из-за высокой активности солнца легко развивается меланома!

Нет денег – нет идей?

- Пока в одном месте идёт реставрация, в другом активно сносят старинные дома. К чему могут привести подобные действия?

- О сносе домов, построенных ещё в прошлые века, говорят много, и говорить об этом нужно. Это наша история, и то, что происходит сейчас в центре, многие неравнодушные называют преступлением. Масла подливают и слухи о возможном строительстве гостиниц на месте отдельных снесённых домов. На мой взгляд, это и странно, и нелепо, и нерентабельно одновременно. У нас уже не менее 60 гостиниц.

Печальная участь большинства старинных домов исторического центра Фото: АиФ/ Дьюша Митёлкин

 

К тому же мало кто поедет в город, который не является ярким культурно-туристическим центром. Уничтожение исторического наследия на фоне постоянных разговоров о необходимости развития туризма выглядит дико. И слова, что подобные старинные дома содержать дорого, «нет денег – нет идей», не являются оправданием. У Оренбурга неповторимый архитектурный стиль – модерн, кирпичный, классицизм – и что вы предлагаете взамен? Очередное цыганское барокко? И «Арбундинги» на набережных?

- В чём заключалась главная ошибка с «Арбурндигом»?

- В его полной невозможности. Опять же, в проекте, который был представлен на всероссийском конкурсе, идея набережной Соль-Илецка выглядела свежо и интересно. Но когда его начали воплощать, то оказалось, что идея аппарата нежизнеспособна. С таким же успехом на набережной можно было нарисовать машину времени, совершенно не задумавшись, что этот проект нужно будет реализовать. Потому раз за разом и приходим к подобному результату.

Яркий пример "Как делать не надо" Фото: АиФ/ Сергей Филиппов

 

- На ваш взгляд, захотят ли люди вообще жить в подобном регионе, если данная политика благоустройства будет продолжена?

- Я сам не раз задавался этим вопросом. Конечно, на привязанность человека к своему региону и городу влияют не только красивые улицы, но и уровень жизни, включая заработную плату. Но, как показывают наблюдения, в российских городах с высоким качеством жизни, отмечается высочайший уровень архитектурного развития, включая инфраструктуру. Москва, Казань, Питер, Нижний Новгород – эти города обеспечивают своих жителей и неплохими заработками, и радуют красивым видом. К сожалению, Оренбург сейчас ни тем, ни другим похвастаться не может. Также у нас совершенно не развита система операторов парков и скверов, которые бы отвечали за проводимые в них мероприятия и праздники, включали музыкальный фон, то есть создавали атмосферу места. В крупных городах подобное уже давно практикуется. И поэтому, если в ближайшие лет 10 ничего не изменится, а архитектурные проекты будут красивыми лишь на бумаге, то Оренбург продолжит терять население. Люди предпочитают жить в благоустроенных районах, а не гулять между табличками «ведутся ремонтные работы».