Погубили санкциями. Тракторный завод John Deere в Оренбурге остановлен

Антон Цепилов / АиФ в Оренбурге

Об американской компании John Deere, одном из крупнейших в мире производителей тракторов, комбайнов и другой сельскохозяйственной техники, наверняка слышал каждый работник агропромышленного комплекса. Самоходные машины и плуги, сеялки и жатки, молотилки и овощеуборочные агрегаты в характерной зелёно-жёлотой «ливрее», с неизменным изображением оленя давно примелькались на полях и сельских дорогах нашей страны. Что и неудивительно - история сотрудничества «Джон Дир» с Россией насчитывает более 100 лет.

   
   
Джон Дир Фото: Из личного архива

Локомотив коллективизации

Первые трактора из САСШ (Северо-Американских Соединённых Штатов - так тогда называли в молодой советской республике заокеанскую страну) поступили в РСФСР в 1923 году. Машины опробовали на полях, и восхитились их производительностью и надёжностью. С 1924 года импорт «дировских» тракторов стал массовым и в первые три пятилетки СССР принял поистине огромные масштабы. Например, только в 1930 году наша страна импортировала 4200 штук. Бизнес компании на сотрудничестве с Советами воистину процветал.

Историю бизнес-партнёрства с «Джон Диром» вообще можно считать хрестоматийной. Инженеры американской компании помогали советским создавать собственную тракторную промышленность. Отнюдь не бесплатно, конечно, но всё-таки делились некоторыми (пусть уже и не самыми передовыми на тот момент) технологиями.

В 60-е годы прошлого столетия, на волне подъёма целины, американская техника снова была остро востребована. И лишь в 80-х и затем лихих 90-х наблюдался серьёзный спад сотрудничества: страна разваливалась, сельское хозяйтсво превратилось в «чёрную дыру» и дорогие «Диры» были обнищавшим колхозам просто не по карману.

Оренбург - тракторная столица

Новейший этап в истории партнёрства John Deere Company в современной России смело можно датировать 2005-м годом. Именно тогда в Оренбурге было открыто первое российское производство техники этой американской фирмы. В южной части города, за Уралом, на площадке почти в 100 гектар был построен завод «Джон Дир Рус».

Поначалу здесь была крупноузловая сборка несамоходной техники - сеялок, жаток и т.д. Затем инвестиции постепенно увеличивались, в завод было вложено порядка 2,7 миллиардов рублей. К 2015 году завод производил 9 моделей посевной и почвообрабатывающей техники с полным циклом производства и узловую сборку тракторов и комбайнов. Общая локализация производства достигла 60 %. В Оренбурге выполнялась металлообработка, сварка, окраска и сборка.

На предприятии работало в лучшие годы до 500 человек, а если считать ещё и дилерские центры, обслуживающие базы, то John Deere давал работу более чем 2000 человек - весьма серьёзно по нынешним меркам.

   
   

К 2021 году на заводе должны были развернуть ещё одну волну модернизации, шли разговоры о строительстве цеха по производству дизельных двигателей для сельскохозяйтсвенной техники. Кстати, к тому моменту завод в Оренбурге у американской компании остался единственным: существовавшую до этого вторую сборочную площадку в подмосковном Домодедово закрыли, так как логистика поставок в приграничном Оренбуржье более выгодная.

Область давала существенные налоговые скидки заводу. В год экономия составляла в сумме порядка 4 миллионов рублей. Условия льготы как раз были в расширении инвестиций - но, как оказалось, всё зря.

Джон Дир Фото: Из личного архива

Нужно отметить, впрочем, что John Deere был далеко не самой популярной маркой сельхозтехники в аграрном секторе области. По состоянию на конец 2021 года из почти 17 тысяч тракторов в парке агоропедприятий «джон диров» было всего около 280. А из 5,5 тысяч комбайнов - около 200.

Впрочем, сами представители фирмы и не рассчитывали весь объём производимой техники оставлять в Оренбуржье. «Прицел» был на поставки техники в Казахстан и далее страны Средней Азии, благо от сборочного завода до границы с соседним государством - всего 150 километров.

Проект под санкциями

История бурного развития американской компании в оренбургских степях законичилась чуть менее года назад, 10 марта 2022 года. Из-за введённых санкций John Deere остановил поставки техники в Россию, а так же комплектующих для её сборки. Завод в Оренбурге, кстати, продолжал работать и после «даты Икс», завершая сборку уже начатых агрегатов из имевшихся на складах компонентов. Трактора и бороны с оленем на капотах и рамах ещё участвовали в ранних лизинговых программах посевной - 2022.  Но увы - посевную - 2023 они уже вряд ли застанут.

Сейчас завод закрыт, площадки готовой техники пусты. По огромной территории гуляет ветер, надувая снежные барханы. Унылое зрелище представляет собой и парковка для автомобилей сотрудников: ни одной машины там нет, хотя дорогу к воротам всё-таки расчищают от снежных заносов.

тракторы Фото: АиФ в Оренбурге/ Антон Цепилов

Как рассказал бывший сотрудник предприятия Павел, на заводе остаётся только персонал для охраны и поддержания критической инфраструктуры. Ходят слухи, что площадку пытаются перекупить российские бизнесмены - бывшие дилеры сельхозтехники. Однако насколько это достоверно - ясности нет. Телефон офиса завода на момент подготовки материала не отвечал.

На официальном сайте Jonh Deere при попытке найти ближайшего официального дилера или сервисный центр пользователя сразу перебрасывает на страницу с поддоменом Украины - UA. Впрочем, если постараться, то подготовить американскую технику к посвеной можно и у нас, но только неофициально.

«Параллельный импорт запчастей и расходников в принципе налажен, на складах самые ходовые позиции есть. Но да, это всё неофициально будет, о фирменной гарантии и тому подобном можно забыть», - рассказывает специалист бывшего дилерского центра Владимир Ярков.

Что же касается текущей посевной, то импортный тракторный парк в области массово замещается на отечественную технику. Самыми ходовыми при этом становятся машины «Кировец» и «Беларусь». Но ситуация далека от идеала - заводы пока не успевают нарастить объёмы производства до требуемых со стороны сектора АПК. А кроме того, на агротехнику идёт чудовищный рост цен: те же российские трактора с 2021 года подорожали почти вдвое!

Фото: АиФ в Оренбурге/ Антон Цепилов

Это результат того, что нет конкуренции, а внешние поставки закрыты. Раньше у аграриев был выбор. Сегодня же приходится стоять в очередь за дорогой техникой и брать её уже за любую цену. Иначе - сорвётся посевная и крестьянин вообще останется ни с чем.