В Оренбуржье на фоне активных восстановительных работ после прошедшего паводка начали резко дорожать строительные материалы. Пострадавшие от затопления ждали начисления выплат для того, чтобы приступить к ремонту, но теперь денег из казны может не хватить даже на самое необходимое.
Рост цен в разы
Межведомственная комиссия Орска завершила обследование около 6,5 тысяч частных домов, пострадавших от паводка. По результатам проверки вынесен вердикт: более 43% из них полностью утрачены и почти 56% требуют капитального ремонта. Лишь около 40 домов, что составляет менее 1%, были признаны пригодными для проживания.
Орчане торопятся с восстановительными работами. Многие приступили к ним, не дождавшись перечисления положенных им выплат – боялись упустить время и не успеть закончить всё к зиме.
- Весь май погода была не самой подходящей для просушки дома, - рассказывает житель Орска Анатолий Востренко. – Холод и дожди затянули процесс, к ремонту особо не приступали ещё. А тут новая напасть – цены на стройматериалы резко пошли вверх в цене.
По словам местных жителей, до чрезвычайной ситуации за 50-килограммовый мешок цемента в Орске в среднем просили по 200 рублей. Сейчас его цена в среднем около 500 рублей, но за некоторые марки просят и по 900 целковых.
Грузовик щебёнки до паводка обходился в среднем в 3 тыс. рублей. Сейчас за «КамАЗ» щебня просят по 15-19 тыс. рублей.
- Понятно, что продавцы не теряют возможности нажиться на чужой беде, - говорит Анатолий Востренко. – Но совесть-то тоже надо иметь. И это при том, что цемент производят в соседнем Новотроицке, его не везут за сотни километров. Да и щебёнки у нас здесь своей всегда хватало.
Орчане говорят, что выплаты в 100 тыс. рублей вряд ли покроют все расходы, вкладываться придётся серьёзно. Хотя ещё в прошлом году на эти деньги в Орске можно было сделать очень приличный ремонт дома.
Следить, но не регулировать
Мониторинг цен на строительные материалы в Оренбургской области ведут еженедельно. Об этом сообщили в региональном УФАС. Головное управление дало поручение не допустить роста цен на основные строительные материалы в регионах, пострадавших от паводка.
- За исследуемый период, по имеющимся данным, рост цен не зафиксирован, - ответили в официальном письме областного УФАС за подписью руководителя ведомства Людмилы Полубояровой. – Обращения, заявления граждан по вопросу повышения стоимости указанных товаров в апреле-мае 2024 года в управление не поступали.
Продавцы стройматериалов получили от антимонопольщиков письма, в которых их предупредили о недопустимости необоснованного повышения цен и создания искусственного дефицита на рынке производства и реализации строительных материалов, который может привести к дальнейшему росту цен.
При этом в ведомстве подчеркнули: они могут контролировать установку цен только в отношении тех продавцов, которые занимают доминирующее положение на рынке, или если продавцы сговорились и одновременно подняли цены. В остальных случаях цены регулируются только законами рынка. В случае Орска и других пострадавших территорий здесь работает принцип повышенного спроса, который и выступает стимулом для роста цен.
Как отметили в Оренбургском УФАС, признаков нарушения антимонопольного законодательства в деятельности торговцев стройматериалами в регионе не выявлено. Словом, случившийся рост цен на цемент и щебень – это вполне оправданная реакция рынка в текущих экономических условиях. Вот только пострадавшие от паводка оренбуржцы недоумевают: как тогда вообще должен работать антимонопольный орган и другие компетентные ведомства после того, как на уровне президента было озвучено указание не допустить рост цен? Получается, нарушения есть, но их как бы нет?