Инвалютный удар. Как наши предприятия переживут западные санкции?

Санкции открывают новые возможности для оренбургского бизнеса. © / Андрей Дорофеев / Коллаж АиФ

«Адские» санкции, введённые западными странами против российских предприятий и финансовых институтов, стали самыми значительными в новейшей истории. Под удар попала значительная часть экспорта: вывозить продукцию на заграничные рынки либо получать за них оплату через ряд банков стало невозможно.

   
   

Как предприятия переживут эти ограничения, и к чему нужно готовиться людям – разбирались журналисты «АиФ в Оренбурге».

200 миллиардов на экспорт

Оренбургская область входит в десятку самых экспортно-ориентированных регионов России. Так, по данным Оренстата, за прошлый год за рубеж отправляли свою продукцию 520 предприятий. Сумма выручки при этом составила более 2,6 миллиарда долларов или свыше 200 миллиардов рублей (по средневзвешенному курсу на год расчёта).

Более половины этой суммы пришлось на энергоносители: нефть, газ, сжиженные горючие газы и гелий. Впрочем, предприятия региона продавали зарубежным покупателям  не только углеводороды и сырьё. Как рассказал вице-губернатор области по экономике и инвестициям Игнат Петухов, объём несырьевого неэнергетического экспорта области составил 1290,2 млн. долларов США, превысив уровень 2020 года на 46,5%:

- Сегодня оренбургские предприятия поставляют продукцию в 84 страны мира. При этом больше всего продукции местного производства отправлено в США, Беларусь, Казахстан, Киргизию, Таджикистан, Узбекистан и Италию.

Среди товаров, которые охотно покупают за границей – продукция высокочистой металлохимии, хроматы и бихроматы, жидкий гелий, пшеницу твёрдых сортов и даже рыбные деликатесы с Ириклы для немецких наборов к пиву. Теперь, получается, всему этому грозит «железный занавес»?

- Евросоюзу будет чрезвычайно сложно найти в мире достойную альтернативу российским металлам: палладию, платине, титану, а также  другим полезным ископаемым, подчеркнул старший эксперт Института энергетики и финансов Сергей Кондратьев.

   
   

При этом по металлическому хрому, например, доля РФ в мировой торговле достигает 40%. А один из крупнейших  производителей этого ценнейшего металла, незаменимого для выплавки легированных и специальных сталей, находится в нашем Новотроицке.

В ТЕМУ
Ограничение на экспорт ряда товаров может обернуться неожиданным снижением цен: если нашу рыбу, зерно и нефть не купят на западе, то лишний объём окажется на российском рынке.

Схожая ситуация и с пшеницей твёрдых сортов, из которой делают легендарную итальянскую пасту. Закупки оренбургского зерна европейскими трейдерами составляли более чем существенную долю для западных производителей макарон. Заменить выпадающие объёмы, конечно, можно, но цена будет уже совершенно другой. На момент подготовки номера в печать высокосортная пшеница уже подскочила на мировых рынках до максимума с начала века. И это не предел.

Еды хватит, а рубашек – нет

Ограничение на экспорт ряда товаров может обернуться неожиданным снижением цен: если нашу рыбу, зерно и нефть не купят на западе, то лишний объём окажется на российском рынке. И такие процессы уже происходят: на топливной бирже в Петербурге, например, бензин подешевел более чем на 12%, дизтопливо – на 10%. Ценники пока ещё не пошли вниз на розничных АЗС, но это дело времени.

В ТЕМУ
Ограничение на экспорт ряда товаров может обернуться неожиданным снижением цен: если нашу рыбу, зерно и нефть не купят на западе, то лишний объём окажется на российском рынке.
Впрочем, иллюзий питать не стоит: санкции вызовут серьёзнейший ценовой и товарный шок на рынке. Так, Екатерина Калегина, оренбургский предприниматель, занимающийся пошивом одежды, уже предупредила, что с начала марта остановлены поставки всей импортной ткани. Своей же у нас в области нет, а бывший гигант – Шелкокомбинат -  давно переделали в торговый мегацентр.

- Можно брать белорусские ткани, там производство сохранили. Но какой будет цена, если все бросятся к одному поставщику? Если срочно не возродить наш лёгпром, останемся без трусов и рубашек, — уверена она.

Серьёзные трудности ждут и сектор автоперевозок. Большое количество фур на дорогах – импортные, и даже наш КамАЗ наполовину – из немецких запчастей.

- 20 февраля покупал шестерню в коробку, цена была 12 тысяч рублей. Сегодня она уже стоит 25 тысяч и доставка под вопросом. Придётся, наверное, опять «колхозить», как в 90-е, когда для ремонта иномарок приваривали валы от «ЗиЛов». Шутка, конечно, но без поставок запчастей на горизонте 6 месяцев могут быть очень серьёзные проблемы, - делится грузоперевозчик Максим Машошин.

- Ситуация сложная, но с другой стороны – открываются новые возможности для бизнеса, ведь освобождаются целые сегменты рынка. Оренбургские компании смогут освоить новую номенклатуру продукции, востребованную в стране. Сейчас как раз определяем рынки сбыта и предприятия, которые готовы участвовать в реализации инвестпроектов в сфере импортозамещения, – считает Игнат Петухов.

Другой вопрос, что в ближайшей перспективе может действительно сохраняться нервозность на рынках и сильный инфляционный шок. Впрочем, более точное понимание общей картины состояния экономики как России, так и Оренбуржья появится не раньше конца марта.