Нареканий к работе страховщиков было множество: огромные очереди, навязывание дополнительных платных услуг и полное игнорирование системы бонусов за безаварийную езду.
Страховые компании фактически блокировали продажу полисов ОСАГО по ценам, установленным государством. Или дополнительно «страхуй жизнь» (иногда - имущество) на 2000-3000 рублей, или именно на тебе «кончатся бланки». Подобное отношение вызывало бурю гнева со стороны водителей, а кроме того, под угрозой оказывалось предоставление таких социально значимых услуг, как пассажирские перевозки общественным транспортом, работа коммунальной техники, доставка продуктов… Ведь без ОСАГО на дорогу никому выезжать нельзя - ни троллейбусу, ни «Скорой помощи».
Жёсткие меры
Справедливости ради нужно отметить, что областные власти оперативно реагировали на жалобы в части невозможности получить полисы ОСАГО. Практически каждый месяц у губернатора Юрия БЕРГА проходили совещания на эту тему с участием представителей страховых фирм. Благодаря тому удалось хотя бы отчасти решить проблему - автобусы и спецтехника на улицы городов всё-таки вышли. А вот что касается частных автовладельцев, то ситуация двигалась тяжело. Услуга ОСАГО регулируется федеральным законодательством, и на местном уровне призвать страховщиков к ответу можно было лишь через Росстрахнадзор, ближайшее отделение которого находится в Самаре.
«Переломной точкой» в проблеме стало решение правительства РФ передать функции контроля за страховым рынком Центробанку России. Это сразу же «развязало руки» на местном уровне: в Оренбуржье есть региональное отделение ЦБ РФ, ездить «за правдой» в город на Волге уже не требовалось. На очередном декабрьском совещании у губернатора страховщикам ещё раз напомнили - работайте по закону! Иначе жёсткие санкции последуют незамедлительно.
Полис через Интернет
Сегодня ситуация на рынке ОСАГО постепенно приходит в норму. После того, как ряд крупных игроков был оштрафован за нарушение страхового законодательства (только на «Росгосстрах» в Оренбургской области выписано штрафов на три миллиона рублей), после ряда контрольных рейдов с участием представителей ЦБ, Роспотребнадзора и правительства области, число жалоб от водителей резко пошло на убыль. Страховые компании работают в штатном режиме и выписывают всем желающим автовладельцам полисы ОСАГО без навязанных дополнительных услуг и с пересчётом всех бонус-коэффициентов.
Правда, остаётся пока проблема очередей: в некоторых компаниях приходится ждать заветного полиса по 2-3 часа и даже больше. Но это следствие прошлого бардака: люди до последнего откладывали оформление ОСАГО, и теперь, когда ситуация стала налаживаться, идёт пик спроса на эту услугу.
Чтобы избежать «толкучки», самый оптимальный вариант - заранее, за полтора месяца до истечения срока страховки отправить все документы, необходимые для оформления полиса, по почте заказным письмом страховщику. Затем позвонить агенту и записаться на приём в определённое время. И обязательно помнить: сегодня полис ОСАГО может получить только собственник авто либо его представитель с нотариально удостоверенной доверенностью, в которой указана возможность оформления страховки.
Впрочем, уже этим летом должна заработать новая система продления договора ОСАГО по заявке через Интернет. А к концу года и новым страхователям будет доступна такая услуга. Сам полис в виде бумажного бланка заменит его электронная копия с цифровой подписью. Таким образом, окончательно уйдут в прошлое и очереди у агентов, и «дополнительные услуги»: компьютер всё посчитает по законным формулам, останется лишь оплатить счёт, введя данные банковской карты - и можно садится за руль!
Смотрите также:
- Шесть простых шагов, чтобы получить автостраховку без переплат →
- Дешево или по закону? Как правильно выбрать полис ОСАГО →
- Недоступный полис? ОСАГО может подорожать вдвое →