Банковские пластиковые карты давно уже перестали быть для нас диковинкой. Впервые появившись в Оренбургской области в середине 90-х, они очень быстро завоевали популярность.
Сегодня только в нашем регионе на руках у населения насчитывается порядка 800 тысяч различных банковских кредитных и дебетовых карт. Большинство предприятий используют карточные проекты, перечисляя заработную плату сотрудников на карточки. Широкое распространение в последнее время получили и кредитные карты, по которым можно совершать покупки и снимать наличные деньги в кредит.
СМС-обманка
К сожалению, «карточную» нишу в последнее время активно стали осваивать мошенники. И случай с Ириной - типичный тому показатель.
Сама схема «разводки» проста: на телефон жертвы пришла СМСка с сообщением: ваша банковская карта заблокирована. Для разблокировки и получения доступа к счёту, пожалуйста, как можно скорее свяжитесь с банком по телефону +7951-ХХХ-ХХХ. Перепуганная женщина, прочитав сообщение, даже не обратила внимание на то, что номер телефона, по которому ей предложено звонить - обычный мобильный (хотя на самой карте указаны телефонные номера банка, выпустившего карту).
Мошенники были хорошо подготовлены, и когда Ирина позвонила, то полностью сымитировали работу call-центра: оператор вежливо просил подождать, якобы переключала на специалиста службы безопасности банка, который предложил жертве найти ближайший банкомат и дальше следовать инструкциям.
Ничего не подозревающая Ирина в точности выполняла указания лже-оператора: вводила определённые последовательности цифр на клавиатуре банкомата и сообщала коды оператору, сначала с одной кредитки, затем - с другой. Молодой человек, наконец, сказал, что всё в порядке, карты разблокированы.
Лишь через несколько часов Ирина узнала, что стала жертвой «развода», когда попыталась снять наличные. Обе карты были с нулевым балансом, а телефон «операторов» - отключен навсегда.
Без кода доступа
- Никогда и ни при каких обстоятельствах не сообщайте по телефону никаких данных вашей карты: номера, ПИН-кода и CVC-кода, который обычно напечатан на обратной стороне, под магнитной полосой, - комментирует ситуацию заместитель начальника отдела безопасности Оренбургского отделения №8623 ОАО «Сбербанк России» Алексей ЗАХАРОВ. - Даже если с вами на связь выйдет настоящий сотрудник службы безопасности банка, для решения возникших вопросов он пригласит вас в офис. Если же вам предлагают совершить какие-то манипуляции с картой в банкомате - то почти наверняка это мошенники.
Обязательно подключите себе систему SMS-информирования - тогда после каждой операции вам будет приходить сообщение с указанием: где и когда совершена транзакция, и на какую сумму.
Если мошенничество уже совершено и вы обнаружили, что с карты пропали ваши деньги, то немедленно свяжитесь с вашим банком! Так, например, на пластиковых картах Сбербанка, на обратной стороне всегда указывается круглосуточный бесплатный номер телефона, на который можно позвонить и за несколько секунд заблокировать карту. Чем быстрее вы это сделаете - тем выше шансы вернуть ваши деньги и не допустить ещё больших потерь.
Кстати
Потери от мошенничества с банковскими картами растут стремительными темпами: только за первое полугодие 2011 года рост мошеннических операций составил около 70%. Причём наиболее значительно растёт число махинаций, связанных именно с банкоматами - в три с половиной раза. Эксперты прогнозируют, что к концу года сумма потерь по стране из-за этого составит более миллиарда рублей.
Комментарии специалистов
«Не будьте доверчивы!»
Ирина Скоробогатко, психолог
- Основной расчёт любого мошенника, который «раскручивает» жертву по телефону - это внезапность и напористость. Практика показывает, что после ошеломительного известия, например, «у вас заблокирована ваша карта, вы не сможете теперь снять с неё деньги» человек на три-четыре минуты теряет возможность адекватно принимать решения. Именно за это время мошенник и должен убедить человека совершить нужные ему действия.
Поэтому самое главное правило в такой ситуации - не паниковать. Если вам пришла такая СМС или звонок, скажите - я сейчас вам перезвоню по номеру банка, указанному на кредитке. Как правило, этого достаточно, чтобы на том конце тут же бросили трубку. Одним словом, не будьте доверчивы!
Илья АНДРЕЕВ, сотрудник отдела «К» УМВД по Оренбургской области
- Если вы заметили несанкционированное снятие средств с карты, следует как можно скорее написать заявление в банк с просьбой провести служебное расследование. Вам главное собрать доказателсьтва, что картодержателя в месте использования карты в момент выполнения операции не было. Например, если деньги по вашей кредитке сняли в Орске, а вы в это время гуляли на свадьбе в Самаре и вас видела сотня гостей, шансы вернуть деньги очень высоки. Но самое главное - это «не светить карты», проще говоря, обращаться со своей карточкой бережно и лишний раз не показывать их. А так же нужно твердо усвоить, что банки никаким способом – ни по телефону, ни по Интернету – не пытаются «уточнить» персональную информацию клиентов и тем более реквизиты пластиковой карты.
Какие ещё бывают виды «карточных» мошенничеств
1. Скимминг - считывание данных карты с помощью специальных технических устройств - скиммеров и клавиатурных накладок (см. фото).
Скиммеры устанавливаются на банкоматы и (реже) POS-терминалы открытого доступа.
Как защититься?
При снятии наличных денег старайтесь использовать банкоматы, установленные непосредственно в офисах банков. Установить на него скиммер или накладные клавиши под пристальным взором охранников практически невозможно.
Никогда не выпускайте свою карту из виду, когда рассчитываетесь ей в магазинах и кафе, не разрешайте её от вас уносить. Продавец или официант должны при вас провести магнитной полосой в POS-терминале и тут же вернуть карточку.
2. Банальное подглядывание. Мошенник просто украдкой подсматривает, какой пин-код вы вводите в банкомате. Несмотря на кажущуюся простоту такой «операции», почти треть случаев кражи денег с карточек происходит именно по такой схеме.
Как защититься?
В подавляющем большинстве случаев подсмотреть ппин-код удаётся, когда перед банкоматом выстраивается большая очередь (например, в день зарплаты). Очень редко используются внешние миниатюрные web-камеры, «нацеленные» на клавиатуру банкомата. Способ защиты от этого так же банален: всегда прикрывайте рукой клавиатуру, когда вводите код. Если во время ваших операций в банкомате кто-то из очереди подошёл слишком близко, не стесняйтесь - попросите человека отойти. Если он отказывается - лучше воспользуйтесь другим банкоматом.
3. Фишинг - то есть кража данных с карты при расчётах через Интернет. Сейчас всё больше оренбуржцев делают заказы товаров и оплачивают услуги через Интернет.
На сайтах, вводя данные карты, можно заплатить за телефон и кабельное телевидение, купить косметику, одежду, запчасти для машины и многое другое. Мошенники чаще всего делают «подмену» сайта, выставляя точную его копию. Человек думает, что вводит данные в web-форму Интернет-магазина, а на самом деле - отправляет их жуликам.
Как защитится:
- Самый лучший способ обезопасить себя при расчётах через Всемирную Сеть - завести отдельную виртуальную карту для таких операций (сегодня практически любой банк готов за 100-150 рублей эмитировать такую карту в течение одного-двух дней). Для платежа достаточно лишь «перебросить» необходимую сумму, тут же рассчитаться через Интернет и больше не пополнять счёт виртуальной карты до следующей покупки.
Категорические не рекомендуется для Интернет-расчётов вводить данные вашей зарплатной карты или карты кредитной, с большим лимитом заёмных средств.
Смотрите также:
- Для медиков, учителей и нотариусов в АКИБАНКе подготовили спецредложения →
- Банк «Русь» выводит на рынок уникальное предложение по кредитным картам →
- Как застраховать себя от мошенничества с банковскими картами? →