Прецедентное решение, которое может серьёзно изменить ход процедур банкротства социально значимых компаний, вынес Конституционный Суд РФ. Речь идёт о безусловных обязательствах оплачивать потребляемые тепло, электроэнергию, воду и газ в первую очередь, а не по «остаточному принципу», как ранее.
История вопроса о платежах банкротов за коммунресурсы тянется уже много лет. Дело в том, что по действующему законодательству, если компания признана финансово несостоятельной, то её активы продают, а деньги выплачивают в порядке очерёдности: сначала зарплата, налоговые и иные обязательные фискальные платежи. Энерго- и газовые компании же оказываются в последней очереди кредиторов, и по факту не получают уже ничего.
Между тем социально-значимые предприятия закон запрещает отключать от снабжения коммунальными ресурсами, даже если организация – банкрот и идёт распродажа её имущества. Получается в итоге парадоксальная ситуация: фактически легально можно пользоваться энергией и т.д, а оплаты не вносить.
Именно такая история развернулась в июне 2019 года в компании «Интауголь» (Республика Коми). Предприятие было признано банкротом, но компания «Т Плюс», несмотря на это, продолжала поставлять шахте тепло и электроэнергию, поскольку это - градообразующее предприятие и опасный производственный объект. Если отключить обогрев, то лёд мог разрушить системы шахты, а ее технические воды — загрязнить водопровод ближайшего города.
«Интауголь», кстати, пыталась оплачивать счета за тепло- и электроснабжение. Но Федеральная налоговая служба по Республике Коми оспорила платеж в адрес энергокомпании на том основании, что это ущемляет права других кредиторов. «Т Плюс» пыталась в суде оспорить такой подход, но безрезультатно: энрегокомпания относится к пятой очереди кредиторов, и обязана была вернуть 8 млн рублей.
Не добившись успеха в арбитражном суде, «Т Плюс» обратился в Конституционный суд. Коллегия судей тщательно проанализировала ситуацию и полностью поддержала позицию энергокомпании. В резолютивной части решения было сказано: платежи могут быть внеочередными и по договору, заключённому в рамках обычной хозяйственной деятельности должника. В этом случае внеочередное погашение требований ресурсоснабжающей компании не что иное, как компенсация за реализацию государственной обязанности по обеспечению безопасности.
Хотя в России и нет прецедентного права, тем не менее вердикт Конституционного суда по своей силе фактически является законодательным актом. А это значит, что совершенно нелогичная практика «законных неплатежей» за потребляемые ресурсы будет прекращена. Теперь можно пересмотреть и другие аналогичные дела всех ресурсоснабжающих компаний, которым на на этом же основании было отказано в приоритете на получение компенсации от “неотключаемых” банкротов.
Кроме того, законодательным органам власти по поручению высшей судебной инстанции государства необходимо скорректировать законодательную базу.
"Принятое Конституционным судом решение позволило положить конец серьезной проблеме, от которой страдала целая отрасль. То, что КС согласился с нашими доводами, ещё раз доказывает, что в нашей стране работают цивилизованные механизмы разрешения правовых проблем".
Ринат Хайруллин, специалист по оценке банкротного имущества:
- В последние годы складывалась ситуация приоритета государственного интереса в делах о банкротстве над интересами частными. Хотя закон чётко указывает, что все кредиторы одной очереди должны быть равны в своих правах. Дело доходит даже до абсурда: предприятие - банкрот, но ФНС начисляет налог на имущество и тут же списывает под него все поступления денежных средств, какие ещё идут. Понятно, что остальным участникам процесса ничего не остаётся. И арбитражгные суды встают именно на сторону ФНС.
Информация о том, что ресурсоснабжающая организация смогла в Конституционном суде переломить данную ситуацию - хороший знак, признак, что перекос этот будет устранён. Это открывает возможность оспаривать ранее вынесенные решения и корректировать банкротную процедуру именно как равную для всех кредиторов, а не только для кого-то одного, приоритетного.