Смерть на пластиковом пастбище. Тысячи гектаров полей загажены мусором

Ни власть, ни надзорные органы «мёртвая земля» не беспокоит. © / Ирина Иванова / АиФ

В нашей области так много земли, что, кажется, нет ей ни конца, ни края – всем должно хватить, чтобы выращивать сельскохозяйственную продукцию и пасти животных. Однако на востоке региона, в Домбаровском районе, кто-то решил: на наш век земли хватит, а после нас – хоть потоп.  

   
   

Свалка на плодородной земле

Жителям посёлка Ащебутак теперь негде сеять, да и безопасных пастбищ тоже нет. Поля вокруг села замусорены и фактически не пригодны для применения АПК. И, похоже, это понимают только местные жители. Ни власть, ни правоохранители на эту проблему внимания не обращают.

Домбаровский район – степной. Куда ни взгляни, всюду  бескрайние, ровные поля. Над которыми разносит ветром пластиковые пакеты и обрывки плёнки. Когда-то здесь паслись стада, но сегодня десятки гектаров загажены пластиком: его оставили после себя те, кто раньше растил здесь бахчевые культуры и укрывал посевы плёнкой.

- Около пятисот гектаров земли за считанное время превратили в свалку, - делится местная жительница Гузель Хорошко. – Кое-где плёнка и пластиковые трубки вросли в землю, их почти не видно.  Огромные куски полиэтилена ветром уносит в реку Орь, гоняет по улицам села. Я в прошлом году обошла окрестности - места для выпаса домашних животных не найти. Та же ситуация и возле посёлка Корсунский.

Женщина рассказывает: в мае 2021-го, после того, как начали гонять стадо на первый подножный корм, пали около десятка коров. Местные были в шоке – для селянина дойная корова – кормилица, это и молоко свежее для себя, и неплохой доход. Проводилось расследование. Из регионального Минсельхоза и областного Управления по ветеринарному надзору пришёл ответ: коровы чем-то отравились. Но сами ащебутакцы уверены – коровы просто наглотались полиэтиленовой плёнки, кусками которой просто завалены окрестные пастбища.

Люди обратились к главе Домбаровского района с требованием убрать мусор на полях.  Тот пообещал, что всё будет сделано. Но вот настал 2022-й, поля освободились от снега, пора снова выгонять бурёнок в поле, а земля по-прежнему загажена, даже хуже стало. Теперь пакеты в степи разносит ветром на километры и со стихийной свалки.

- Мы боимся повторения прошлогодней истории. Куда только ни обращались, объясняли ситуацию, в которой оказались после смены арендаторов паевой земли, но тщетно, -  говорит Гузель.  

   
   

Кто виноват?

Глава Ащебутакского сельсовета Наталья Конарева пояснила, что проблема начала назревать ещё в 2016-2017 годах. У земель есть собственники, участки паевые, некогда их выдавал совхоз местным жителям. Люди же сдавали их в аренду полевикам без заключения договоров и, соответственно, без соглашений о приёме земель после эксплуатации. А когда очередной арендатор уезжал с собранным урожаем, то на землях оставались укрывной материал и пластиковые трубки для капельного полива. Все эти годы плодородная земля превращалась, по сути, в огромную свалку.

- Некоторые владельцы земельных паёв уехали из родного села, других уже нет в живых.  Будут ли его родственники оформлять наследство или бросят участок? Никто не знает, - сетует глава сельсовета Наталья Конарева. - Здесь граждане соседних государств выращивали арбузы, дыни, капусту, баклажаны.  Они-то все  вернулись к себе на родину, а нашу землю загадили. Где их теперь найдёшь?

- Данная экологическая катастрофа произошла с молчаливого согласия местных органов власти - как сельсовета, так и района, а также правоохранительных органов, — уверен эксперт ОНФ Дмитрий Болдырев. - Земля и вода, которая без официального разрешения забиралась из соседнего водоёма, использовались варварски, с целью получения сверхприбыли. Возможно, и с нарушением всех норм действующего законодательства и признаками незаконной предпринимательской деятельности. Все кормились с этой земли, зарабатывали деньги, а в бюджет или на восстановление экологии не было отдано ни копейки. В итоге жители нескольких сёл получили полностью разрушенную экосистему.

- Я считаю, что есть три проблемы, — высказал мнение один из пайщиков, попросивший не называть его имя. – Первая - это желание, вторая – финансы и  третья - трудовые ресурсы. Поверьте, только воля и желание могут быть ощутимым препятствием к решению. Не так дорого убрать пластик, трубки и вывезти их на свалку. Но нужен хозяин, который взял бы земли не на сезон, а на долгосрочную перспективу. А расчищать за «просто так» чужие поля не захочет ни один предприниматель.

Земля, которая должна и могла бы кормить крестьян и не только их, выглядит удручающе. Она погибает. От бесхозяйственности, равнодушия, а возможно и от прямого нарушения закона.

КОММЕНТАРИЙ

Орский межрайонный природоохранный прокурор Григорий Коблов:

- В первую очередь этим вопросом должны заниматься органы местного самоуправления. Существует муниципальный земельный контроль. В соответствии с ним ОМСУ должны выезжать на места, разговаривать с собственниками и арендаторами земли. Мы проверим, как работали и сельсовет, и район. В дальнейшем, если будут возникать вопросы, обратимся к законодательству.

В ТЕМУ

Член регионального штаба ОНФ Светлана Рогачева:

- Глава Ащебутакского сельсовета Наталья Конарева заверила, что пайщикам направлены письма-уведомления с просьбой до 1 мая привести земельные участки в порядок. Бесхозные земли будут выставлены на аукцион для предоставления в аренду. В состав общественной муниципальной комиссии включат неравнодушных местных жителей, чтобы прийти к общему мнению по контролю и дальнейшему землеустройству. Мы будем следить за ситуацией.