Огонь идёт поверху. Как Оренбуржье борется со степными пожарами

В Оренбуржье огонь прошел по тысячам гектаров. © / Пресс-служба Правительства Оренбургской области

В Оренбуржье бушуют степные пожары. Ситуацию усугубляет погода – дожди обходят стороной восток области уже второй месяц. Воздух прогревается выше 30 градусов, а почва – до 80! Порывистый ветер перекидывает языки пламени уже не по земле, устланной высохшей, как порох, травой, а прямо по воздуху. Такой верховой пожар – крайне опасный и непредсказуемый.

   
   

Акжаровку отстояли

В воскресенье, 21 июля, сообщение о том, что недалеко от поселка Акжарское Ясненского городского округа горит трава, поступило в половине десятого утра. На место были немедленно направлены силы и средства согласно расписанию выезда. Порывы ветра до 19 м/с создавали реальную угрозу населенному пункту, но Акжаровку отстояли. В этот день трагически погиб Александр Стаценко, водитель ПСЧ-33 по охране г. Ясного. 29 июня Александру Васильевичу исполнилось 44 года.

«Для нас это невосполнимая утрата. Руководство и весь личный состав ГУ МЧС России по Оренбургской области выражает искренние соболезнования родным и близким погибшего», - говорится в официальном релизе регионального МЧС.

С Александром Зеновым, начальником ГУ МЧС России по Оренбургской области, мы беседовали за два дня до трагического известия. Были озвучены цифры и масштабы огненной стихии – в текущем году зарегистрировано 1150 степных пожаров. В прошлом их было 1044, но площадь, охваченная огнем сейчас, – в десятки раз больше прошлогодней! Только в Новоорском районе площадь, пройденная огнем, составляет 50 тыс. га. Сотрудники МЧС на вертолете МИ-8 проводят авиаразведку восточной зоны, выявляют тлеющие очаги, для их дотушивания передислоцируются силы и средства МЧС.

- Два раза в сутки нам предоставляются сведения о наличии термоточек, - говорит Александр Николаевич. – Любой, даже с небольшой площадью пожар фиксируется спутником. Мы получаем координаты и начинаем работать. Кроме того, в муниципалитетах при введении особого пожарного режима, работают патрульно-маневренные группы для мониторинга лесных, степных, техногенных пожаров.  В работе задействованы все министерства и ведомства, в том числе и лесная охрана министерства лесного и охотничьего хозяйства.

Кроме этого, у нас подписано соглашение с аэропортом «Оренбург» и с Бугурусланским лётным училищем гражданской авиации. Во время выполнения и тренировочных полётов, и регулярных рейсов нам сообщаются координаты горящих площадей. Помогают и сообщения граждан. Хорошо, если человек нам звонит, а не в СМИ с возмущением – «а где пожарные-то?».  Прописная истина – обнаружил пожар -  набери с сотового телефона 101, а с городского  – 01.

Пожар с воздуха тушит ИЛ-76 Министерства обороны. Фото: Пресс-служба Правительства Оренбургской области

- В регионе достаточно сил, чтобы оперативно реагировать на природные пожары и одновременно контролировать ситуацию в населенных пунктах?

   
   

- В области 31 320 объектов, подлежащих государственному пожарному надзору, есть 107 «неприкрытых» населенных пунктов. На  пожары в такие - независимо от расстояния - направляются силы для проведения боевых действий по спасению людей и материальных ценностей в максимально возможные сроки. Пожарно-спасательные подразделения области обеспечены техникой в соответствии со штатным расписанием на 100%, как и средствами индивидуальной защиты, пожарно-техническим вооружением и оборудованием. При тушении ландшафтных пожаров применяются ИЛ-76 Министерства обороны, вертолет МИ-8 Жуковского АСЦ МЧС России. Возникающие вопросы мы стараемся оперативно решать.    

По-прежнему решающим остаётся принцип – пожар легче предупредить, чем потушить. Но большинство резонансных возгораний – результат человеческого фактора.

Живём по-старинке

Рейды по садам и огородам стоят в числе основных профилактических мероприятий. «У меня всё под контролем!» - считает садовод–любитель, если рядом с костром стоит пара вёдер с водой. В этом году зарегистрировано два смертельных случая, когда, казалось бы, рядовое сжигание мусора во дворах домов привело к трагическим последствиям. Так было в Гае и Курманаевском районе - люди практически сгорели заживо. Порыв ветра буквально перекидывает огонь по воздуху, к такому рядовые граждане абсолютно не готовы!

В селе Полибино Бугурусланского района обошлось без человеческих жертв, но пожар уничтожил соседние постройки на площади 120 кв.м. и больше десятка голов домашнего скота. А пенсионер хотел всего лишь избавиться от сухой травы на своём участке.

Пожар в Бугурусланском районе, в с.Полибино. Фото: ГУ МЧС по Оренбургской области

Пожар на Никеле, в котором сгорело 13 домов и который тушили 9 часов, начался из-за сварочных работ. Рядом – стена сухого камыша, выкосить который никому из местных жителей не пришло в голову. Тогда пострадали два человека, один из которых спустя несколько дней скончался в больнице. В частном секторе огнеборцев нередко ожидают «сюрпризы» в виде в виде газовых баллонов или ёмкостей с бензином или соляркой.

А ущерб в сельском хозяйстве, когда гибнут поля зерновых накануне уборки? Весь труд насмарку из-за того, что на технику не стали устанавливать искрогасители. Сэкономили, называется.

- Мы возбуждаем административное расследование, - комментирует Александр Зенов, - но в конечном итоге не можем довести дело до конца в связи с неустановлением виновного лица. Люди умеют скрывать и скрываться. Я не исключаю и хулиганских действий. Поверьте, после пожара наравне со словами благодарности приходится слышать и много несправедливого и неприятного…

Метр за метром на земле огонь тушат люди. Фото: Пресс-служба Правительства Оренбургской области

- Насколько пожароопасен центр Оренбурга? Даже непосвященному человеку понятно – жилые частные дома так плотно стоят друг к другу, - не то, что на машине - пешком не протиснешься.

- Пожарная машина, как правило, останавливается на центральных улицах, а к очагу прокладываются магистральные линии. Та застройка с самого начала не предполагала широких проездов. Такой район, как, например, Шанхай, спокойствия, конечно, не добавляет. Как правило, огонь с одного объекта распространяется на стоящие рядом - пожарных разрывов просто нет. Именно поэтому в 95% случаев на таких вызовах работаем по повышенному рангу, привлекая дополнительные силы и средства.

Сеть пожарных гидрантов в Оренбурге есть, но не все районы обеспечены достаточным количеством воды для наружного пожаротушения. Не хватает гидрантов в частном секторе, и в исторической части областного центра. Как правило, сеть прокладывается вдоль автомобильных дорог, заправить автоцистерну можно на ближайшем пожарном гидранте.

Большинство населения не подозревает, что за систему пожарных гидрантов отвечает не МЧС, а водоканалы. Проверки системы проводятся два раза в год. Если вопросы возникают во время тактических занятий или учений, МЧС информирует органы пожарного надзора о необходимости восстановления или ремонта источников водоснабжения. Подобные вопросы решаются достаточно оперативно. В областном центре ситуация с противопожарным водоснабжением нормальная. В небольших населенных пунктах проблем больше, но их не оставляют без внимания.

- Александр Николаевич, расскажите о ваших помощниках.

- В общей сложности  в регионе порядка 10 тысяч человек стоят на страже пожарной безопасности. Это добровольные пожарные команды, подразделения федеральной противопожарной службы, противопожарная служба области, есть частная пожарная охрана. Порядка 20% пожаров тушатся добровольцами либо самостоятельно, либо с участием подразделений - это реальная помощь.  

Наш помощник – студенческий отряд «Феникс» Института управления рисками и комплексной безопасности на базе ОГАУ. 16 бойцов с ранцевыми огнетушителями помогали бороться с огнём в Гае – там, куда не может подъехать техника, работают люди.

- Существует кадровая проблема и есть ли норматив – количество пожарных в зависимости от территории или населения?

- Кадровая проблема,  к сожалению, есть. Люди уезжают в другие регионы. Кто-то остаётся в профессии, кто-то меняет род деятельности. Уровень физической и моральной нагрузки очень высок. Дежурство – сутки через трое – это по закону. А в реальности резерв, который должен отдыхать, поднимается через день, или даже на следующий день после рабочей смены. Раньше, в советские времена, была привязка к количеству населения. Сейчас нет. Не помешал бы дифференцированный подход, где учитывалась бы площадь контролируемой территории, количество объектов, риски, статистика.  

С этого года введена новая статистика. Если раньше в неё попадали техногенные пожары с ущербом, с травмированными и погибшими, то сейчас учитываются все случаи неконтролируемого горения – вплоть до возгорания тополиного пуха или мусора на одном квадратном метре. Итог: на 18 июля 2018 года в нашем регионе было 724 учётных пожара, в этом году – 5417.  Учитывайте, что 95% возгораний отрабатываются пожарными подразделениями. Огонь должен быть потушен там, где он начался.