По следам Хакасии? Грозят ли Оренбуржью тюремные бунты

Битва за комфорт

В республике Хакасия около сотни заключенных исправительной колонии №35 разгромили один из жилых корпусов, устроив бунт, - сообщает ФАН. Заключенные требовали уменьшить жесткость режима содержания.

   
   

Захватив корпус, бунтовщики устроили разгром в кабинетах и камерах. Переговоры представителей ФСИН и прокуратуры с организаторами беспорядков, длившиеся шесть часов, результатов не принесли. После этого было принято решением брать корпус штурмом.

Отметим, что беспорядки в колонии начались еще накануне вечером. В них приняли участие 242 заключенных. Бунт удалось подавить лишь к утру понедельника. В 5.50 часов все арестанты были помещены в свои камеры. Сведений о жертвах и пострадавших нет.

Как сообщили в республиканском управлении СКР, троих организаторов бунта задержали.  Сейчас в отношении них возбуждено уголовное дело о массовых беспорядках.

24 ноября 2012 года в Копейске Челябинской области в исправительной колонии №6 250 осужденных вышли на режимный коридор жилой зоны учреждения и выдвинули незаконные требования по ослаблению режима содержания. В частности они требовали освободить ряд осужденных из штрафного изолятора, водворенных туда за нарушения правил внутреннего распорядка.

25 ноября 300 человек из числа родственников заключенных собрались возле колонии. Спустя некоторое время часть людей покинула прилежащую к ИК территорию.  Оставшиеся люди стали громко и нецензурно выражаться в отношении сотрудников колонии и пытались нарушить общественный порядок. В итоге 26 человек были задержаны, в отношении них составлены административные протоколы.

   
   

Согласно данным gulagu.net, протест заключенных в колонии № 6 под Челябинском привел к массовым забастовкам осужденных за тяжкие преступления. Голодовку в бунтующей колонии объявили более 1000 человек.

Мучители на скамье подсудимых

Могут ли события, произошедшие в Хакасии и Копейске, произойти и в Оренбургской области? Напомним, что в наших колониях тоже не все идет гладко. Конкретно, в новотроицкой колонии-поселении №11, где заключенных избивали, заставляли друг друга насиловать и принуждали работать на частных строительных объектах.

О бесчинствах сотрудников колонии стало известно благодаря заявлению жены одного из заключенных в 2013 году. Женщина, чей супруг отбывал наказание в исправительном учреждении, обратилась к правозащитникам Комитета против пыток. Ирина Балашова рассказала, что, по словам ее мужа Сергея Никонорова, сотрудники колонии во главе с ее начальником Филюсом Хусаиновым создают невыносимые условия жизни. Заключенных заставляют бесплатно работать на различных строительных объектах, за отказ – избивают и угрожают изнасилованием.

Решением суда Хусаинов был приговорен к 3 годам колонии общего режима. Кроме того, прокурор применил к обвиняемому дополнительные виды наказания: его лишили звания майора и права занимать государственные должности в течение трех лет. 

Однако на этом эпопея с вопиющим произволом в колонии-поселении не закончилась. В конце 2013 года двое осужденных рассказали, что к ним систематически применяется насилие со стороны сотрудников исправительного учреждения. Обратиться в Комитет против пыток их вынудило безысходное положение. По признанию одного из заключенных, постоянные избиения  подтолкнули его к отчаянному шагу – побегу. После неудачной попытки по приказу  сотрудников колонии мужчину изнасиловали осужденные из так называемого «актива». Унизительное наказание снималось  на видеорегистратор.

«Главным героем» этого дела стал 34-летний заместитель Хусаинова – Мурат Кумаров.

20 апреля 2016 года в отношении него было возбуждено уголовное дело по нескольким статьям, в том числе насильственные действия сексуального характера и превышение должностных полномочий. 13 мая обвиняемого заключили под стражу. 1 июня 2016 года в отношении Кумарова возбудили еще одно уголовное дело по факту получения взятки.

19 июля прошло очередное судебное заседание, на котором был рассмотрен вопрос о продлении срока содержания под стражей экс-сотруднику оренбургской колонии-поселения № 11 Мурату Кумарову. По ходатайству следователя, занимающегося делом Кумарова, обвиняемому продлили срок заключения до 20 августа.

Юристы Комитета, работающие над делами мучителей из колонии-поселения рассказывают о все новых и новых подробностях: как и за что избивали и насиловали заключенных, какими  способами обвиняемые заставляли молчать не только осужденных, но и свидетелей из числа рядовых сотрудников ФСИН, работавших в указанной колонии. Сами свидетели, проходящие по громкому делу, открыто признаются, что боятся мести со стороны его фигурантов.

Таким образом, в свете недавних событий в Хакасии, Оренбуржью остается надеяться, что в нашей колонии не случится бунта «униженных и оскорбленных». Произойдет он или нет, во многом зависит не только от самих сотрудников исправительного учреждения, но и от выше стоящих инстанций.