С приходом тепла любители велосипедов достают своих двухколёсных друзей, чтобы наконец-то стряхнуть зимнюю хандру и по свежему ветру на скорости или, наоборот, насладиться расцветающей после зимы природой во время неспешной прогулки.
Для тех, кто пока еще присматривается и раздумывает, какой велосипед выбрать, «АиФ-Оренбург» составил памятку. Она поможет выделить ряд ключевых моментов и определиться с выбором велосипеда.
Выбирая велосипед, необходимо учитывать несколько важных факторов: где и как он будет использоваться, кто будет на нем кататься, а также ориентироваться на характеристики байка.
Каких видов бывают велосипеды?
Велосипеды бывают нескольких видов. Всё зависит от их назначения. На горных велосипедах покоряют бездорожье и исследуют холмистую местность. Для катания по ровной гладкой дороге подойдут городские велосипеды. Также существуют модели для выполнения прыжков и трюков.
Городские
Городские велосипеды приобретают себе любители неспешных поездок по городу на небольшой скорости (до 20 км/ч). Такие транспортные средства отличаются тяжёлой рамой, обеспечивающей устойчивость, удобным рулем и сиденьем. Вес такого велосипеда может достигать 17 килограммов.
Спортивные дорожные
Для езды на большой скорости необходимо покупать спортивные дорожные велосипеды. Такие байки имеют облегченную раму, узкие колеса и опущенный вниз руль. Это позволяет снизить сопротивление воздуха при сильном разгоне. Весят такие образцы от шести до девяти килограмм.
Ездить на таких велосипедах можно только по ровной и максимально хорошей дороге. Даже из-за небольшой ямки, в которую угодит колесо, можно упасть и травмироваться. Вкупе с высокой скоростью езды это может привести к серьёзным последствиям.
Второй принципиальный момент почему для спортивных велосипедов важна ровная дорога — это отсутствие амортизации. Если попытаться прокатиться на нем по бездорожью, то можно остаться без «пятой точки».
При этом важно понимать различие между спортивным велосипедом и трековым. Последний предназначен для езды по специальному треку на спортивных соревнованиях. У таких велосипедов нет тормозов, а руль зафиксирован максимально жестко.
Внедорожные
Для любителей покорять бездорожье и холмистые местности подойдет горный велосипед. Как правило, у таких велосипедов имеется по два и более десятка скоростей, они оснащены широким удобным рулем, массивными колесами с протектором, благодаря которым они не скользят по мокрому грунту. Благодаря легкой раме на внедорожном велосипеде можно кататься по пересеченной местности.
Некоторые считают, что внедорожный велосипед хорош и для использования в городе, но это не совсем так. Педали на нем крутить сложнее, а протектор в городских условиях износится быстрее. Кроме этого, «внедорожник» дороже городского велосипеда в 1,5-2 раза.
Гибридные
Гибридные велосипеды вобрали в себя лучшее от шоссейного и горного видов, благодаря чему на них можно кататься по асфальтированным или лесным дорогам с крутым уклоном. У таких моделей узкие, но прочные колеса, тяжелая рама, присутствует амортизационная вилка, а руль немного опущен вниз.
Данный вид по свои качествам, конечно, уступает горному и шоссейному собратьям, но позволяет комфортно кататься на пересеченной местности или по обычной дороге.
Говоря про предназначение велосипеда стоит упомянуть про складные модели. Весь корпус таких байков изготавливается из высокопрочного металла. В некоторых моделях предусмотрена функция переключения скоростей. Складной велосипед удобен своей компактностью, его легко хранить и легко транспортировать. Он подойдет как для прогулок по городу, так и для туристических вылазок. Вместе с тем, разогнаться на нем до большой скорости не получится.
Размер имеет значение
Когда стало понятно, какой велосипед нужен, самое время подобрать вариант, который подойдет именно будущему хозяину.
Выбирая размер велосипеда необходимо ориентироваться на рост человека. Если неправильно подобрать модель, то рано или поздно удовольствие от велопрогулки сменится болями в пояснице, мышцах и суставах. Главный показатель при выборе размера — расстояние между пахом и рамой должно быть равно по длине вашей ладони.
Подробнее размеры можно посмотреть в таблице ниже:
Выбираем материал рамы
Рамы у современных велосипедов изготавливают из нескольких типов материалов:
— сталь — отличается низкой ценой, которая «компенсируется» большим весом велосипеда. Рамы из стали нельзя назвать самыми прочными. Кроме этого, их необходимо периодически подкрашивать, так как в местах сколов и царапин будет развиваться ржавчина.
Вместе с тем, велосипеды из стали легко ремонтируется и не нуждаются в подвеске.
— алюминий — более легкий чем сталь материал, не боится коррозии, но и не отличается прочностью. Кроме этого, велосипеду из алюминия нужна подвеска. За такой велосипед придётся выложить больше денег, чем за байк из стали;
— титан — довольно прочный материал, не боящийся ржавчины. Из минусов — цена велосипеда.
— карбон. Велосипеды из карбона на сегодняшний день являются самыми дорогими. Их отличают низкий вес, высокая прочность и немаленькая цена. Вместе с тем, этот материал боится ударов об острые предметы. Такие дефекты потом тяжело ремонтировать.
Каждой дороге свое колесо
Какой же велосипед без колес? Их прочность напрямую зависит от диаметра, ширины и обода. Так, диаметр колеса влияет на скорость и расстояние, которое велосипедист сможет преодолеть.
На прочность колес влияют диаметр, ширина шин и обода. От диаметра зависит, с какой скоростью человек сможет разогнаться на велосипеде и какие расстояния сможет преодолеть.
Примерное соответствие диаметра колеса и возраста велосипедиста можно посмотреть в таблице ниже:
Количество ободов влияет на прочность колеса: чем их больше, тем лучше велосипед выдерживает нагрузку. Двухободные колеса считаются универсальными.
Выбираем шины
За проходимость велосипеда отвечают шины и их ширина. Чем они толще, тем больше будет сопротивления и амортизации. У велосипедов с тонкими шинами легче крутятся педали.
Тип шин также зависит от того, для какой поверхности они предназначаются:
— если планируется езда только по заасфальтированной дороге, то можно приобрести велосипед с тонкими шинами с минимальным протектором 1,5-2 дюйма.
— для езды по асфальту, пересеченной местности, гравию и т.д. лучше выбрать полуслики — гладкие в центре, но с протектором по бокам.
Важно сказать, что если шины полностью идут с протектором, то даже на хорошей дороге они будут терять в среднем 10-15% скорости. Шины с агрессивными шипами нужны для катания по бездорожью, они позволяют велосипедисту лучше контролировать байк.
Существуют также влагоотводящие шины, которые применяются для катания в дождливую погоду.
Сглаживаем ситуацию
Амортизация велосипеду нужна для смягчения ударов и обеспечения лучшего контакта колес с поверхностью дороги. Благодаря ей возрастает проходимость, менее ощущаются дорожные неровности, а велосипедисту легче управлять своим байком.
Схемы амортизации:
- Ригид (Rigid). К таким велосипедам относятся шоссейные модели, дорожные, некоторые городские, круизеры и BMX (трюковые). В них амортизация отсутствует совсем. Такие велосипеды не подходят для неровной поверхности, но являются легкими.
- Хардтейл (Hardtail) — самая популярная схема. При ней велосипед имеет амортизационную переднюю вилку и жесткий хвостовик. Подходит для ухабистых дорог и пересеченной местности.
- Двухподвес. Имеет амортизацию спереди и сзади. Обычно используется для горных велосипедов.
Также амортизаторы бывают:
Томас, жми на тормоз!
У велосипедов бывают следующие виды тормозов:
— ножной — самый простой. Чтобы остановиться, достаточного провернуть педаль назад. Однако при этом у велосипедиста должна быть хорошая реакция в случае, если понадобится резко затормозить;
— ободной тормоз, он же V-Brake — самый распространенный вид передних и задних тормозов. Срабатывает при нажатии на специальные тормозные ручки, расположенные на руле;
— клещевой — работает по тому же принципу, что и ободной тормоз, но его используют преимущественно для шоссейных велосипедов;
— дисковый механический — принцип работы такой же как у обводного тормоза, при этом на втулку устанавливают тормозное ротор. Такой вид тормоза удобен в использовании, но он более тяжелый в отличие от других видов тормозов и нуждается в пародическом прокручивании;
— дисковый гидравлический тормоз. Работает практически так же как как механический, только в данном случае торможение происходит с помощью поршней. Главный минус такого тормоза — его трудно ремонтировать.
Сбавь скорость
В конструкции современных велосипедов применяется два типа переключателей: при помощи перекидок или планетарной втулки.
- Перекидка. Переключение передач происходит при нажатии на переключатель, который натягивает специальный трос. В зависимости от степени натяжения, цепи смещаются на одну звездочку, которую как бы толкает специальная рамка. Перекидка как правило устанавливается на заднее колесо. Такой переключатель имеет низкую стоимость, прост в устройстве, легок в использовании, обладает высокой степенью стойкости к нагрузкам.
- 2. «Планетарка» внешне похожа на автомобильную коробку передач и представляет набор из шестеренок, которые устанавливаются в задней втулке. Режимы переключаются по мере натяжения или ослабления троса. Главный минус — такой переключатель нельзя отремонтировать.
Еще несколько советов
1) Приобретая велосипед стоимость менее 50 000 рублей необходимо уделить особое внимание его комплектации и состоянию тормозов, переключателей, рычагов, вилок.
2) в целях экономии рекомендуется приобретать модели прошлых сезонов. Зачастую в качестве они ничем не уступают новейшим моделям.
3) Не переплачивайте за разницу в весе.
4) Не торопитесь с покупкой. Изучите модели подходящей ценовой категории, посмотрите обзоры на них и выберите лучший вариант в соотношении «цена-качество».
5) Рекомендуется при покупке велосипеда сразу приобрести самую нужную защиту, например, шлем.
6) Попросите у продавца разрешение прокатиться на велосипеде в магазине, чтобы опробовать в деле тормозную систему.
7) Помните, что, если велосипед предназначен для неспешной езды седло должно быть удобным и мягким Узкое и жесткое седло характерно для шоссейных велосипедов.