Контрасты Дагестана. Путевые заметки автостопщицы с Кавказа

Путешественница продолжает покорять Кавказ. © / Ольга Крячкова / Из личного архива

Ольга Крячкова продолжает рассказывать «АиФ Оренбург» о своем путешествии. Барханы, ущелья, горные дороги, водопады, пробки из баранов и другие причины, почему автостопщица задержалась в Дагестане дольше, чем планировала.

   
   

День четвертый: Анди - Махачкала (Республика Дагестан)

Горный аул Анди. Фото: Из личного архива/ Ольга Крячкова

Проснувшись наутро в горном ауле, мы увидели перед собой просто непередаваемую красоту. Приютившие нас люди приглашали остаться у них, сколько пожелаем, но нам пора было ехать дальше. Проехались узкими улочками, на которых едва могут разминуться две машины. Здесь так тихо, спокойно, все друг друга знают. Хотя гугл говорит, что пару месяцев назад в Анди во время контртеррористической операции убили четырех боевиков. Ну, это Дагестан, и здесь такое частенько бывает. По пути в Махачкалу у нас захватывало дух от красоты, которую мы видели вокруг: эти огромные горы, эти изумительного изумрудного цвета реки... Ах!

От пейзажей дух захватывает… Фото: Из личного архива/ Ольга Крячкова

Но в самой столице Дагестана положительных эмоций немного поубавилось: это очень грязный город, даже в центре обочины завалены мусором, пешеходных переходов почти нет, ездят все не по правилам, а как хотят, тротуары разбитые... Смотреть в Махачкале тоже особо оказалось нечего, поэтому если окажетесь в Дагестане, вполне можете обойти вниманием его столицу, ничуть не потеряете. А мы тем временем, все больше воодушевляясь, составляли маршрут нашего дальнейшего путешествия по республике.

Махачкала— город на юге России, столица Республики Дагестан, третий по численности населения город Северо-Кавказского региона и крупнейший город Северо-Кавказского федерального округа. Фото: Из личного архива/ Ольга Крячкова

День пятый: бархан Сарыкум (Республика Дагестан)

На следующий день мы поехали смотреть песчаный бархан Сарыкум («желтый песок» - вот что это значит), который расположен недалеко от Махачкалы. Да-да, бархан. Не в пустыне, не на берегу моря, а в глинистой степи. В Дагестане! И между прочим, второй по величине в мире (самый крупный - в Сахаре). Ученые считают, что на протяжении миллионов лет ветра, проходя через ущелье, выдували песок со скал, так и образовался этот уникальный памятник природы. Горы песка, горы! Это настолько потрясающе, что мне даже сравнить не с чем. Мы бегали по бархану, оставляя множество следов на нетронутой глади песка, делали «ангелочков», как зимой на снегу, в общем, радовались, как дети!

Песчаные ангелы Дагестана. Фото: Из личного архива/ Ольга Крячкова

Кстати, именно здесь, на Сарыкуме, снимали «Белое солнце пустыни» (а также в Калининградской области на Куршской косе). Нарезвившись на бархане, мы поехали на Сулакский каньон - любоваться одним из самых красивых мест Дагестана, однако нам не повезло, горная дорога привела нас в облака. Мы побродили, как Ежик и Лошадка в тумане, и вернулись в город.

   
   
Туман вмешался в планы. Но все равно красиво… Фото: Из личного архива/ Ольга Крячкова

День шестой: Хунзах (Республика Дагестан)

На следующий день мы поехали в Хунзах, самый высокогорный районный центр Европы, смотреть на один из самых интересных водопадов - водопад Тобот, поток воды низвергается прямо с обрыва, это очень красиво!

Водопад Тобот считается одним из самых больших и мощных однокаскадных водопадов в этом горном районе. Фото: Из личного архива/ Ольга Крячкова

По дороге туда у нас трижды проверили документы, один раз мы привлекли внимание военных, потому что сфотографировали крепость, которая оказалась военной частью, другой раз полицейский отвез нас в отдел, где записали наши данные. Оказалось, что мы находимся недалеко от зоны, где действует режим КТО, поэтому правоохранители так насторожены. Обратила внимание, что Магомед Нурбагандов - тот самый дагестанский полицейский, застреленный боевиками, который сказал «Работайте, братья!» - здесь стал новым национальным героем, встречались плакаты с его портретом и этой короткой фразой, ставшей крылатой, наклейки с этой же надписью были на воротах отдела полиции, в который нас привозили.

Хунзахское плато расположено в сердце нагорного Дагестана. Фото: Из личного архива/ Ольга Крячкова

Тем временем мы уже поняли, что никакой план для путешествия по Дагестану не нужен, все решают встречи с людьми, которые никогда не пройдут и не проедут мимо. Мы познакомились с компанией мужчин, пригласивших нас в гости, они так радовались, что чуть не подрались, споря, чьего барана для нас зарезать, поставили на уши все село, но все-таки нашли нам гитару для хорошего настроения, накормили, после нескольких часов разговоров и братаний спать уложили. Между прочим, за все эти дни в Дагестане я не потратила почти ни копейки (только на маршрутки в Махачкале, и то иногда с нас как с гостей денег за проезд не брали). Еды у нас был запас нескончаемый, потому что постоянно чем-то угощали, то хлебом, то сыром, то урбеч подарили - это такая питательная паста из семян льна.

Седло-гора. Если немного проехать из Хунзаха в сторону Карадаха, там будет небольшая гора, на которой стоит камень и надпись оранжевыми металлическими буквами "Хунзах", вот оттуда такой вид открывается. Фото: Из личного архива/ Ольга Крячкова

День седьмой: Карадах (Республика Дагестан)

На следующий день мы добрались до Карадахской теснины, уникального памятника природы Дагестана.

Карадахскую теснину аварцы называют Бецъкварили, что в переводе означает Темное или Слепое ущелье. Фото: Из личного архива/ Ольга Крячкова

Слепое ущелье, как оно еще называется в переводе с аварского языка. Там такие длинные-длинные скалы и такие узкие-узкие проходы между ними, полумрак, огромные валуны, висящие прямо над головой - это надо видеть! Ночевали опять у местных жителей. Были на таких горных дорогах, где за целый день можно почти никого не встретить. Но если уж машина появится и в ней будет место, то ты точно на ней уедешь, а если начнет темнеть, то тебя обязательно позовут к себе переночевать, по-другому здесь просто быть не может, голодным и холодным не оставят. Мы хотели к вечеру добраться до живописного села Гуниб, расположенного в горах, но транспорта не было, и нас пригласил в гости мужчина, который работает завхозом в пустующем нынче летнем детском лагере, накормил, напоил, предложил подождать машину возле ворот - будет, так ехать, а не будет, так оставаться у него. Машину дождались - и ночевали уже почти в Гунибе, у той семьи, что нас подвезла.
Здесь за весь день можно никого не встретить. Фото: Из личного архива/ Ольга Крячкова

День восьмой: Гуниб (Республика Дагестан)

Гуниб — село, административный центр Гунибского района Дагестана. Фото: Из личного архива/ Ольга Крячкова

Село Гуниб стоит посетить, потому что оно действительно очень красивое. Не зря оно воспето Расулом Гамзатовым: «Вот я снова стою /На знакомой кремнистой вершине. / Здравствуй, славный Гуниб, / Дагестана живая краса!». Если подняться на самый верх, откроется вид на кучу домиков с цветными крышами в тесном окружении мощных гор, это будоражит воображение.

Село возникло в 1862 году в связи со строительством русского военного укрепления. Укрепление получило название по бывшему аулу Гуниб (с аварского Гуни-меэр — стог сена). Фото: Из личного архива/ Ольга Крячкова

Гуниб знаменит еще и тем, что именно здесь был пленен Шамиль, предводитель горцев, национальный герой Кавказа. Прогулявшись по Гунибу, мы держали курс на Дербент, по дороге наблюдали настоящую кавказскую пробку - из стада баранов. Везли нас очень быстро, и надо сказать, скорости на Кавказе вообще бешеные, я бы ни за что не рискнула сесть здесь за руль!

Кавказская пробка. Фото: Из личного архива/ Ольга Крячкова

День девятый: Дербент (Республика Дагестан)

Дербент - это самый древний город России, официально ему две тысячи лет, но на самом деле достоверно известно, что поселение на территории его крепости существовало еще пять тысяч лет назад, то есть он старше Рима, однако политики это признавать не хотят. После впечатления, произведенного на нас Махачкалой, Дербент показался нам самым красивым городом Дагестана, древняя крепость Нарын-кала действительно впечатляет!

Первое упоминание Каспийских ворот — наиболее древнего названия Дербента — относится к VI в. до н. э., его приводит известный древнегреческий географ Гекатей Милетский. Современный город был основан в 438 году н. э. как персидская крепость. Фото: Из личного архива/ Ольга Крячкова

Правда, погода нас опять подвела, весь день дождь стоял стеной, не прекращался ни на минутку, и если бы не Эмин, каучсерфер, который встретил нас и возил по городу на машине, я не знаю, что бы мы вообще делали там в такую погоду. Зато теперь есть за чем туда вернуться, буду воспринимать это так. На следующий день мы наконец покинули Дагестан, в котором задержались, скажу честно, намного дольше запланированного, потому что были очарованы и природой, и людьми. Никак не могли проехать мимо того или иного знаменитого среди путешественников села, хотя все равно осталось еще в этой республике то, что непременно стоит увидеть своими глазами, потому что не увидев сложно поверить, что у нас в России, в Дагестане, есть такая нереальная красота. Дагестан - идеальное место для отдыха, там есть и детские лагеря, и морские курорты, приезжайте, вам всегда здесь будут рады, надеюсь, это я уже смогла вам доказать.

Из Дагестана с любовью! Фото: Из личного архива/ Ольга Крячкова

Продолжение следует…

Смотрите также: