«I love rock'n'roll!». Мир празднует день самой честной музыки

Рок можно любить или не любить, но быть равнодушным к нему - невозможно. © / Дарья Крайнова / Коллаж АиФ

Ежегодно 13 апреля все почитатели рок-н-ролла отмечают Всемирный день любимой музыки. Кто положил начало данной традиции, и с какой именно песни все «закрутилось», узнавала корреспондент «АиФ Оренбург».

   
   

Качайся и катись!

Несмотря на тот факт, что Всемирный день рок-н-ролла отмечается 13 апреля, само событие, послужившие основанием для создания такого праздника, произошло накануне – 12 апреля. Именно в этот день в 1954 году Билл Хейли записал сингл «Rock Around The Clock», которому было суждено занять особое место в мире рок-н-ролла. И, хотя, это направление еще было молодым, но уже шагало по США семимильными шагами, распространяясь по странам и континентам.

Сборник Билла Хейли и «The Comets» «Rock Around the Clock» 1955 года. Фото: wikipedia.org

После окончания Второй мировой войны людям хотелось спокойной размеренной жизни. Больше никто не хотел потрясений и битв. Музыка середины XX века стала зеркалом общественных настроений. Официальная музыка Штатов ратовала за идею разделения культуры белых и темнокожих людей и за создание образа представительного гражданина Америки. Но, словно дразня ее и показывая, что «не все коту Масленица», в США звучала и другая музыка – ритмичная, громкая, жизнеутверждающая – ритм-энд-блюз. Переломным моментом стал день, когда в эфире радиостанции Кливленда впервые прозвучала запись в этом стиле. Диск-жокей Алан Фрид, дабы не шокировать «белую» аудиторию, придумал новое название для этой музыки, назвав ее рок-н-роллом. Благодаря этому человеку ритм-энд-блюз прозвучал в полную силу и стал доступен для каждого независимо от цвета кожи.

Качайся и катись! Фото: pixabay.com

Первой «белой» звездой рок-н-ролла стал гитарист с улицы Билл Хейли. Он преподнес на суд зрителя взрывной коктейль из ритм-энд-блюза, кантри и языка родных улиц, который имел ошеломительный успех у публики. Музыка, чье называние переводится как «качайся и катись», призывала слушателей уйти от спокойной и сентиментальной музыки Америки. Стиль белых исполнителей рок-н-ролла имела второе название – рокабилли, перенявшее что-то от буги-вуги и свинга.

Первая «белая» звезда рок-н-ролла Билл Хейли. 1974 год. Фото: wikipedia.org

Американским королем рок-н-ролла был назван Элвис Пресли, ставший кумиром молодого поколения. Головокружительную славу певцу принес сингл «Heartbreak Hotel», выпущенный в 1956 году и разошедшийся миллионным тиражом. Затем последовали не менее успешные «Blue Suede Shoes» и «I want You, I Need You, I Love You». 

Элвис стал еще и законодателем моды того времени. Фото: wikipedia.org

Вскоре Пресли стал еще и иконой стиля. Его манера одеваться и знаменитая бриолиновая прическа стали примером для подражания.  

Афиша к фильму-мюзиклу «Бриолин» с Джоном Траволтой, повествующему об американской молодежи 1950-х годов. Фото: wikipedia.org

В начале 60-х годов ливерпульская четверка зажгла новую звезду на небосклоне рок-н-ролла – поп-рок. 19 января 1963 года на сцене лондонского эстрадного театра «Палладиум» состоялось выступление группы «The Beatles», ставшее сенсационным, и запустившее мировую эпидемию «битломании». Границы рок-н-ролла расширялись, и вскоре он породил новый самостоятельный жанр – рок-музыку.

   
   
Знаменитая ливерпульская четверка. Фото: wikipedia.org

От «Black Sabbath» до «Nirvana»

Золотой век рок-культуры ковали уже Джаггер и Ричардс из «The Rolling Stones», в 1964 году порвавшие колонки мощным звуком. 70-е годы породили психоделических «Black Sabbath» и «Pink Floyd», «Led Zeppelin» и «Deep Purple».  

На смену им пришел «дрянной рок», где музыка упростилась, тем самым переложив смысловую нагрузку на вокал и тексты. В своих песнях панки зачастую критиковали власть, политику и богатых мира сего. Культовыми панк-группами того времени стали Игги Поп,  «The Clash», «Stooges» и «Sex Pistols»... В 80-е годы рок-сцену захватили женщины. Блондинки Лита Форд, Доро Пеш, Мари Фредрикссон и Энни Леннокс ни в чем не уступали мужчинам-рокерам. Две последних рок-дивы знакомы даже тем, кто родился в 90-е во многом благодаря их хитам.  Группа «Roxette», голосом которой являлась Мари, 17 сентября 1989 году выпустит сингл «Listen to Your Heart», который уже 4 ноября достигнет 1 места в американском чарте Billboard Hot 100. В нулевых эта песня будет доноситься из каждого российского телевизора – известная турецкая фирма, производящая алкогольные напитки сделает ее темой рекламного ролика своей продукции.

Мари Фредрикссон призывала аудиторию - «Listen to Your Heart» («Слушай свое сердце»). Фото: wikipedia.org

Энни Леннокс в составе группы «Eurythmics» запишет песню «Sweet Dreams», кавер на которую затем не сделает только ленивая рок-группа. «Великий и ужасный» Мэрилин Мэнсон даже снимет свой клип на «перепевку», и, тем самым, подарит «сладким снам» (или другой перевод названия песни – «мечты») новую жизнь.

Перепев хит «Sweet Dreams» группы «Eurythmics» Мэнсон обеспечил и без того популярной песне стопроцентное бессмертие. Теперь и в шок-роке. Фото: Кадр youtube.com

В 1992 году Френсис Форд Коппола снимет своего культового «Дракулу» по роману Брэма Стокера. Песня «Love song for a vampire», исполненная Леннокс, прозвучит в финальных титрах и поддержит общую идею фильма о том, что любовь способна даже мертвого поднять из могилы.

В 1990-е годы со стороны рок-сцены вдруг «повеет юностью»* и самым известным панком станет Курт Кобейн со своей «Nirvana». Их композицию «Smells Like Teen Spirit» и сейчас можно назвать самой популярной для создания кавер-версий современными музыкантами всех рангов. Песню исполняли все – от сумасшедших «Mudvayne» до неординарного скрипача Дэвида Гарретта с симфоническим оркестром.

А как у нас?

В нашу страну рок пришел во второй половине XX века. Основоположниками были группы, созданные Александром Градским, – «Скоморохи», «Славяне», «Скифы» и «Сокол». После того, как советский народ подхватил «битломанию», свои рок-группы стали появляться, как грибы после дождя. Некоторые коллективы были однодневками, другие же росли и перерастали в более серьезные, как, например, «Машина времени».

Лидер группы «Алиса» Константин Кинчев. Фото: wikipedia.org

К концу 80-х, несмотря на сдерживание рок-музыки советской политикой, появились «Кино», «Алиса», «АукцЫон» и другие. Группе «Кино» была уготована судьба, которую в свое время приняли многие известные зарубежные рок-коллективы...  

В 1985 году, благодаря открывшейся Московской рок-лаборатории, популярность обретают «Наутилус Помпилиус», «Бригада С» и другие. К концу восьмидесятых отечественный рок окончательно выходит на поверхность из тесного подполья советской цензуры.

Лидер группы «Nautilus Pompilius» Вячеслав Бутусов, 1993 год. Фото:  Кадр youtube.com

Говорить о рок-н-ролле и его последующих направлениях можно много и долго. В мире этой музыки есть множество достойных групп. Кто-то внес в его копилку значительную лепту, кто-то так и сгинул в этом бескрайнем море. Коллективы будут сменять друг друга, техника игры будет совершенствоваться, а семь нот вновь и вновь будут выстраиваться в мелодии гитарных соло. Закончить хотелось бы словами Джона Леннона: «Не знаю, что исчезнет сначала, религия или рок... Делаю ставки на религию...».

«Не знаю, что исчезнет сначала, религия или рок... Делаю ставки на религию...». Памятник Леннону в Гаване. Фото: pixabay.com/ Dassel

10 цитат о роке

Джаред Лето, «30 Seconds to Mars»: «Рок — это музыка, посредством которой можно разобраться в своем внутреннем мире и отыскать частичку себя, не убив при этом никого».

Серж Танкян, «System of a Down»: «Рок-музыка — это протест, протест внутри вас. Кричите об этом, пусть люди знают».

Лусинэ Геворкян, «Louna», «Tracktor Bowling»: «Рок — это движение, это история, это правда и свобода, это сила, способная сдвинуть горы и объединить общие усилия. В роке нет места лицемерию, показухе, пародии, лжи. Рок — это не просто музыка. Рок-музыка — это жизнь».

Кит Ричардс, «The Rolling Stones»: «Сегодня все говорят про rock, но он становится всё хуже. Почему? Потому что все забыли про roll!».

Джон Бон Джови, «Bon Jovi»: «Рок-н-ролл - это не хирургия мозга. Но это тоже очень важно и серьезно. Он способен спасти человеку жизнь».

Михаил Горшенев, «Король и Шут»: «Ты должен понимать музыку и быть на одной волне с творцами-музыкантами – тогда ты истинный поклонник».

Клаус Майне, «Scorpions»: «Когда я понял, что рок есть везде? Это, когда люди, которые путешествовали по Амазонке, рассказали мне, что дети туземцев стирали бельё в реке и напевали «Wind Of Change».

Лестат де Лионкур, вымышленный персонаж из серии вампирских романов Энн Райс: «Мир рок-музыки заворожил и очаровал меня — я восхищался тем, как эти певцы вопят во все горло о добре и зле, провозглашают себя то ангелами, то дьяволами, а окружающие их смертные при этом веселятся. Иногда казалось, что они просто безумны. Однако выступления их всегда поражали технической сложностью и великолепной организацией. Думаю, что за всю историю своего существования мир не видел ничего подобного — такого удивительного сочетания дикого варварства и интеллекта».

Билли Джо Армстронг, «Green Day»: «Высказывание о том, что рок мертв, — полная чушь».

Александр Запесоцкий, российский ученый, доктор культурологии: «Сегодня я намного меньше, чем раньше, интересуюсь роком и считаю, что рок-музыки в том виде, в каком она была во второй половине ХХ века, уже практически нет. Она очень сильно адаптирована и «переварена» шоу-бизнесом, который диктует свои законы и, не побоюсь этого слова, кастрирует рок».

*Название песни группы «Nirvana» «Smells Like Teen Spirit» с английского языка переводится как «Повеяло молодостью».