Балалайка - чуть ли не первое, что приходит в голову, когда говоришь о России и русских. О том, кто сегодня учится игре на этом инструменте, почему балалайку нельзя назвать примитивной и какие душевные струны затрагивает игра на ней, корреспонденту «АиФ Оренбург» рассказывает преподаватель игры на балалайке, кандидат искусствоведения, доцент кафедры оркестровых народных инструментов ОГИИ им. Л. и М. Ростроповичей Светлана Иванова.
Интерес - в генах
Евгения Чернова «АиФ Оренбург»: Светлана Валентиновна, кто сегодня интересуется таким инструментом, как балалайка?
- Как вы сами пришли к игре на этом инструменте?
- Мне предложила обучаться на балалайке мама. Она как-то пришла с работы и сказала, что рядом с нами живет хорошая учительница по балалайке. Я начала ходить к ней на частные уроки, а уже потом поступила к ней в класс в музыкальную школу. Окончив музыкальную школу, я поступила в музыкальный колледж, потом в институт, а впоследствии в аспирантуру и защитила кандидатскую диссертацию «Эволюция звукового образа балалайки в ее звуковом развитии». Более того, по моим стопам пошла дочь Анна - лауреат всероссийских и Международных конкурсов.
С гастролями в Париж
- В чем особенность этого инструмента? Как на трех струнах можно показать богатство звука? Бытует мнение о примитивизме этого инструмента.
В современном общественном сознании балалайка прочно ассоциируется лишь с фольклорным направлением в исполнительстве. Все думают - сейчас выйдет балалаечник и «сбацает» частушку. Мнение, правда, быстро меняется, когда зрители слышат современный исполнительский уровень и ту музыку, которая написана для балалайки. Сегодня на балалайке можно сыграть все - от классических произведений Баха, Моцарта и до современной музыки. Сейчас балалайка на одном уровне с классическими музыкальными инструментами. На ней больше приемов игры, чем на скрипке!
Джаз на трех струнах
- Какова история балалайки? Что известно о ее рождении и предназначении?
- За свою историю балалайка пережила многое: ее сжигали в 1648, но она выжила и вновь вернулась к народу, ее усовершенствовал тверской помещик В.В. Андреев и создал Великорусский балалаечный оркестр, который покорил Париж с гастролями. Если раньше на балалайке играли сидя на завалинке, то теперь на ней исполняют классические произведения на концертных сценах. До сих пор неизвестно когда возникла балалайка. Гипотез много. Кто-то считает, что это исконно русский инструмент, издревле бытовавший на Руси, некоторые утверждают, что инструмент переняли у татар, во времена монголо-татарского ига. Но никто не оспаривает, что балалайка появилась очень давно и была одним из самых любимых инструментов, который скрашивал жизнь простого народа.
- Есть ли музыка, которую невозможно сыграть на балалайке? Получается ли перекладывать для нее современные произведения?
- Возросший уровень исполнительства на современном этапе позволяет исполнять на балалайке любые произведения - классические переложения, обработки народных песен и танцев, современные оригинальные сочинения разных жанров, джазовые обработки. Для балалайки не только перекладывают современные произведения, но и пишут, в частности такой известный исполнитель, как Алексей Архиповский. С каждым годом для меня в балалайке открываются новые грани и новые возможности и, я думаю, что ресурс ее неисчерпаем.
Смотрите также:
- XXVI Всероссийский фестиваль «Оренбургский пуховый платок» встречает гостей →
- Монохромная волна. Молодые литераторы приобщились к андеграунду →
- Гайчанин Ильдар Абдуллин хочет исполнять песни со смыслом →