В преддверии Дня российского кино актер и режиссер театральных постановок в Оренбургском Драматическом театре им. М. Горького, среди которых «Боинг-Боинг», «Лодочник», «Таланты и поклонники» «Удивительное путешествие Эдварда», один из создателей фильма «Потертые ботинки» Александр Федоров рассказал «АиФ в Оренбург» о съемках кино в глубинке, о том, как шел процесс и почему пришлось поменять формат.
Дина Елманова, АиФ Оренбург: Сколько времени прошло с момента идеи до начала непосредственной работы над фильмом «Потертые ботинки»?
- Все ли шло гладко? Почему съемки затягиваются? Успеваете ли к кинофестивалю?
- Конечно, все гладко не бывает. У нас была договоренность с директором школы, что мы снимем несколько эпизодов. Они уже дали нам согласие, потом я отправил им сценарий, и когда настал самый ответственный момент, руководитель просто перестал выходить на связь. Пришлось в срочном порядке искать другую локацию, благо, руководство лицея в Акбулаке пошло нам навстречу. Сейчас не можем найти подходящий частный дом. Уже шесть объектов посмотрели. Нужен антураж, который бы отвечал задачам фильма. Из-за этого процесс съемок сильно затягивается. На фестиваль не попадаем, но мы и не ставили перед собой такой задачи. Тут, скорее, было другое – это своего рода черновик для всех наших последующих работ. Со стороны кажется, что все проходит так: настроил камеру, вывел актеров в кадр – и все, полфильма снято. На самом деле, это процесс очень долгий. И чем больше ты в это погружаешься, тем больше убеждаешься, сколько подводных камней на пути, сколько всего нам не хватает, в том числе и знаний, умений. Если посмотреть титры короткометражных фильмов, то можно увидеть, что в них перечисляются не менее 40 специалистов, отвечающих за звук, освещение и прочее. А у нас в команде нет и десяти человек.
Все дороги ведут в Москву...
- Чем больше слушаешь, тем безрадостней вся эта перспектива выглядит… В Оренбурге вообще возможно снять кино, пусть и с бюджетом?
- В той обстановке, что сложилась сейчас – нет, почти невозможно. Траты все равно у нас были, причем, немаленькие. Большая часть, конечно, ушла на бензин. На будущее решили для себя, что если будем еще снимать короткометражку, то в одной локации. Пусть оно и будет смотреться скромнее, зато основной упор будет сделан сугубо на действие и героев. Если бы мы взялись за полноценный фильм, пришлось бы привлекать дополнительных специалистов, что повлекло бы колоссальные траты. Для примера – только услуги звукооператора стоят в районе 50 тысяч. Но дело даже не в отсутствии нужного бюджета. У нас нет компетентных специалистов такого профиля. Единственный шанс состояться для оренбургского кино – это коллаборация с Москвой. Если бы существовала определенная договоренность, на основе которой столица бы предоставляла свою рабочую группу, а Оренбург, в свою очередь, актеров и локации, то тогда можно было бы горы свернуть! Кстати, в Америке так и делают. Причем, у них даже своего рода соревнования между штатами – каждому хочется, чтобы то или иное кино сняли именно на его территории.
- А если в Оренбурге открыть школу кинематографа или факультет?
- Это не решит проблему, да и зачем? У нас нет нужной прослойки профессионалов. Ажиотаж, может, и будет, а учить-то кому? Деятель кино без образования – все равно, что человек с музыкальным слухом, но без необходимых навыков. Как он сыграет Моцарта, если не знает нот? Вот и с кино то же самое.
- Кстати, об образовании. В стране несколько крупных вузов, которые каждый год выпускают сценаристов, режиссеров. Вопрос – куда они все деваются?
- Многие, не сумев пробиться, уходят в арт-хаус, стараются найти себя в авторских проектах. А иные… Иные вообще оставляют эту профессию. Эта ниша чрезвычайно узкая, и мест под солнцем на всех не хватает. К тому же тем, кто только начинает снимать кино, приходится очень нелегко. Та же Людмила Ковалева закончила ВГИК, выступила со своими сценариями на двух питчингах. Жюри было в восторге, а некоторые продюсеры даже пообещали поддержку в процессе кинопроизводства. Вот только этим, то есть словами, все дело и ограничилось…
- В последнее время российское кино не критикует только ленивый. Особенно достается режиссерам исторических лент. Так должен ли режиссер или сценарист так уж далеко уходить в эту тему?
- Историческое кино само по себе дело неблагодарное. Тут критики не избежать, даже если строго соблюдать все аспекты. Порой зрители возмущаются, что-де как можно было так наврать при живых свидетелях событий? И хотя здесь можно возразить, что свидетели событий чаще всего знают лишь одну сторону явления, что не дает полной картины происходившего, эти доводы мало кто считает убедительными. Нет единого мнения. Я сам лично с этим столкнулся, когда подумывал поставить пьесу об Иване Грозном. Обратился к историкам, а они только руками разводят и говорят, что все источники описывают его совершенно по-разному. По версии одних он тиран и угнетатель, а для других – великий государственный деятель. И где эта золотая середина?
- Но если уж совсем не погружаться, то получится откровенная чушь.
- Это уже обратная сторона процесса. Повторюсь, баланс поймать очень трудно. И это не только в историческом кино, но и в том, которое касается самых обыденных повседневных вещей. Я всегда с некоторым удивлением наблюдал за теми, кто снимает кино без лишних трудностей: сценарий существует только на словах, монтаж идет фактически на коленке, а то и вовсе его нет, артисты имеют самое отдаленное представление о создании кино… Для человека с образованием подобное дико, у него так называемый «синдром отличника», и он не может себе позволить халтурную работу. А кто-то спокойно снимает и даже публикует в открытом доступе, собирает миллионы просмотров. Это то же самое, если сопоставить работника ТВ с высшим образованием и семилетнего школьника, снимающего матерные видео для Тик-Тока и зарабатывающего просмотры и может быть некие финансовые презенты. И естественно, в глазах того же школьника всякое образование обесценивается.
Нашествие дилетантов
- Образование – всегда объект споров. Не приведет ли нынешняя ситуация с обучением режиссеров и сценаристов к тому, что в кино начнется нашествие дилетантов?
- Оно не начнется, оно уже идет. Но что, если взглянуть на это с другой стороны? Ведь и среди дилетантов есть люди с нестандартным незамыленным видением. Наверное, в некоторых моментах им даже проще, ведь они не знают, как на самом деле это тяжело. Найти бы таких людей… Кстати, на кинофестивале «Восток&Запад. Классика и авангард» целый блок посвящен авторскому оренбургскому кино. Если там будет хотя бы одна по-настоящему продуманная работа, то это будет означать, что еще не все потеряно. У меня давно была идея объединить тех оренбуржцев, которые любят кинематограф и по-настоящему разбираются в нем. Было бы неплохо вести совместную работу.
- Но те, кто не имеет соответствующего образования, присутствуют и среди критиков, особенно на YouTube. Те же Руслан Усачев, «Красный циник», Badcomedian… И влияние ютуберов уже таково, что многие зрители сначала открывают обзор, а потом решают, смотреть фильм или нет.
- Тут тоже есть свои нюансы. Критика, особенно обоснованная и аргументированная, всегда во благо. Но опять же, стоит задать вопрос – а почему практически все обзорщики ругают отечественные кинофильмы? Не потому ли, что такой ролик гарантированно наберет миллионы просмотров? Не спорю, перечисленные ребята – очень талантливые блогеры. Я и сам иногда просматриваю, что Badcomedian публикует. Но не во всем согласен, конечно. Взять тот же фильм «Горько!». Я, как и многие, посмотрев сначала обзор, категорически отказывался его смотреть. Но мои друзья, которые работают ведущими на свадьбах, со смехом говорили, что смотрели этот фильм как настоящее документальное кино, повторяя «Все так и было!». А еще есть очень неприятный момент, что многие начинающие критики не проверяют информацию. Однажды мне попался ролик какого-то блогера, который сначала вылил ушат грязи на очередную кинопремьеру, а в довершение всего заявил, что режиссер – полный бездарь. И тут на экране появляется моя фотография! А я-то, спрашивается, тут причем?!
- Разговор про кино можно вести до бесконечности. А потому напоследок спрошу вот о чем: можно ли научить зрителя смотреть фильмы?
- Да конечно, можно. Но опять вопрос не в том, можно или нет, а в том, хочет ли этого сам зритель? Человек тоже существо интересное: то он хочет всесторонне развиваться, то на него нападает лень. Хотя мне кажется, что рано или поздно каждый приходит к выводу, что нельзя бездумно потреблять все то, что транслируется в эфире. Пока ты молодой, ты можешь обшарить хоть весь Тик-ток и воротить нос от фильмов Терренса Малика. А со временем взгляд на многое меняется, кругозор ведь становится шире. И многие начинают тянуться к тем произведениям искусства, которые дают ответы на вечные вопросы. Этот процесс схож с эволюцией: хочешь выжить и знать больше – слезай с дерева.