«Я вам пишу». Театр Оренбурга представил новую трактовку Пушкина

Онегин. "До" (Евгений Горшков) и "После" (Расиль Янибаев) © / Сергей Медведев / АиФ

Знаменитый «Евгений Онегин» А. Пушкина шагнул на малую сцену драматического театра. Шагнул не так, чтобы громко, без лишнего апломба, но явно с претензией на немалое зрительское внимание. Наиболее примечательны в нём два аспекта: что все роли в нём играют молодые артисты – выпускники ОГИИ им. Ростроповичей 2023 года, а ещё – его экспериментальная направленность. Удалось ли перенести «роман в стихах» на подмостки без потерь, учитывая, что любую его адаптацию почти всегда критикуют за то, что постановщики «опять что-то недопоняли»?

   
   

История в лицах

Начать стоит с того, что все артисты, задействованные в спектакле – выпускники института искусств им. Ростроповичей. А потому для тех зрителей, кто хотел видеть новые лица, поход на спектакль станет отличной возможностью оценить способности молодых артистов. Примечательно и то, что выпуск 2023 года стал чуть ли не единственным, когда курс остался работать в театре почти полным составом. Практически все студенты избрали актёрскую стезю ещё в старших классах. Молодой артист Расиль Янибаев перед поступлением в вуз успел отучиться в колледже культуры в Стерлитамаке, прежде чем понять, что его призвание – отнюдь не эстрада и не стендап, а театральная сцена. А Евгений Горшков в самый последний момент чуть было не передумал и не выбрал профессию юриста. Он даже сдал пять экзаменов ЕГЭ, включая историю и профильную математику, но в итоге отдал предпочтение институту искусств. Именно Евгению и досталась ключевая роль в спектакле. 

Начало. Казалось бы, ничто не предвещало Фото: АиФ/ Сергей Медведев

«Евгений Онегин» стал второй полноценной работой молодых актёров в довесок к «Оскару и Розовой Даме». Он в прямом смысле слова «вырос» из дипломной работы. Сюжет романа знаком практически всем и каждому – и в этом его коварство. При всей кажущейся простоте событий герои его – одни из самых многогранных и трудных для воплощения. А потому для молодых актёров это стало своего рода вызовом.  

В багаже артистов, ещё вчера закончивших институт искусств, уже имеются работы, требующие серьёзного подхода. Молодой актрисе Анне Лиходеевой не в первый раз достаются сложные роли – сначала бабушка Роза из «Оскара и Розовой Дамы», теперь – не менее загадочная Татьяна Ларина. Образ одной из самых известных героинь русской литературы в её исполнении можно назвать прямым попаданием в десятку. Скромная, не знающая, как показать свою привязанность и нежность в начале – и холодная, сдержанная властительница дум в конце. А финальный монолог в её исполнении точно никого не оставил равнодушным ни на экзамене, ни на премьере спектакля.

Тот самый "Монолог Онегина" Фото: АиФ/ Сергей Медведев

- Над образами мы работали больше года. И до сих пор Татьяна для меня раскрывается с новой стороны. Воплощать её – большая ответственность, так как произведение известно всем ещё со школы. Все девочки учили «Письмо Татьяны». То, что она, будучи замкнутой и нелюдимой, сама проявляет инициативу и признаётся мужчине в любви, очень нетипично как для неё, так и для того времени в целом. Поэтому в процессе дальнейшей работы, думаю, Татьяна не раз преподнесёт сюрпризы, - рассказывает Анна Лиходеева.

Сестра Татьяны – Ольга Ларина – её полная противоположность. На сцене контраст между сёстрами становится ещё очевиднее. Чаще всего об Ольге говорят как о типичной героине сентиментальных романов, но в интерпретации оренбургского драмтеатра она получилась настоящим гротеском. Роль Лариной- младшей досталась молодой актрисе театра Ольге Быковой.

- Изначально у моей героини была роль без слов. Мне уже приходилось работать с подобной подачей – в «Оскаре и Розовой даме» моя героиня тоже не имела диалогов. И мне до сих пор кажется, что «безмолвная» роль гораздо сложнее, так как приходится выражать чувства и эмоции, при этом не произнося ни слова, - поясняет актриса театра Ольга Быкова.

   
   
Ольга Ларина (Ольга Быкова) и Владимир Ленский (Расиль Янибаев) Фото: АиФ/ Сергей Медведев

Центрального персонажа – Евгения Онегина – играют одновременно два актёра, которые будто отображают его двойственность. И это не случайно. Из известной троицы героев русской литературы: Онегин/ Печорин/ Базаров – первый, пожалуй, фигура самая тёмная и неоднозначная. И Онегин же является самым ненавидимым персонажем у школьников, так как его мотивы и поступки порой чрезвычайно трудны для понимания. По своей сути, Онегин – это тёмная сторона каждого читателя, которую он в ужасе прячет в самом дальнем шкафу и не желает на неё смотреть.

- Онегин – это последствие вседозволенности. Персонаж, не встречающий в жизни никаких преград, относящийся к жизни как к игре, которая быстро надоедает из-за кажущейся простоты. И в один прекрасный момент с удивлением убеждается, что мир не вращается вокруг него. Думаю, что каждый зритель найдёт в истории Онегина нужный для себя урок, а не только историю мужчины, потерявшего и друга, и любовь. Главное – не делать поспешных выводов, услышав, что это современная интерпретация «Онегина», - говорит Евгений Горшков, который в постановке является молодым Онегиным. Параллельно с ним на протяжении спектакля на сцене находится второй Онегин, но уже проживший немало лет и грустно наблюдающий за всеми глупостями, которые вытворяет его молодой двойник. Роль «постаревшего» Онегина исполняет Расиль Янибаев. Он же в середине повествования воплощается во Владимира Ленского, чей образ стал самым неожиданным из всех. В воображении многих после прочтения Ленский – это юноша тонкой возвышенной организации, насквозь прозрачный, который говорит исключительно стихами. Здесь же лучший друг Онегина предстаёт уверенным в себе франтом, да и само его появление сопровождается тяжёлыми риффами известного немецкоязычного коллектива.

Встреча Онегина и Ленского Фото: АиФ/ Сергей Медведев

- Одна из самых больших потерь Онегина – это гибель Ленского. Фактически весь спектакль – это воспоминание постаревшего героя, который будто «возрождает» Ленского в своей памяти. И сам Ленский – это воплощение героя, который полон энергии и желания изменить этот мир. Потому убив Ленского на дуэли, Онегин будто отсекает лучшую часть себя и лишает себя возможности на исцеление.  - рассказывает Расиль Янибаев.

Суть вопроса

«Евгения Онегина» называют и будут называть одним из самых известных произведений классической литературы «Золотого века». Количество посвящённых ему научных трудов давно перевалило за десятки, исследователи до сих пор упражняются в подсчёте наиболее часто используемых в романе букв, а уж число переломанных из-за его истинного смысла копий статистике не поддаётся вовсе.

В драмтеатре Оренбурга отошли от классического понимания романа. Здесь зритель не увидит ни пышных балов, ни пафосных речей, которые обычно ассоциируются с XIX веком. Декорации сведены к минимуму, костюмы условны, а акцент смещен в сторону звуков и эмоций. Повествование пересыщено символогией, в том числе и библейской. Атмосфера спектакля – напряжённая и давящая, и даже в самые светлые моменты зритель не может избавиться от ощущения надвигающейся катастрофы и двух смертей – Ленского (физической) и Онегина (духовной). И ещё неизвестно, чья смерть будет страшнее. 

Татьяна после объяснения с Онегиным. Обратный отсчёт пошёл... Фото: АиФ/ Сергей Медведев

- Историю «Онегина» мы отображали с помощью методов современного театра. Понятно, что как и любое классическое произведение, «Онегин» давно получил набор стереотипов и зрительских представлений. Мы постарались подойти к нему максимально осторожно, не нарушив его структуры, не исказив смысла. Возможно, каждый зритель, посмотрев спектакль, изменит свои привычные представления о романе, который называют «Энциклопедией русской жизни». При её «прочтении» одни вопросы исчезнут, но тут же появятся другие – в этом и главная особенность «Евгения Онегина», - рассказывает режиссёр-постановщик Александр Фёдоров.

Итак, перед нами – роман на все времена, полностью адаптированный под современного зрителя, и в первую очередь – молодого. Но это всё лирика, которую, как известно, следует оставлять поэтам. Что же получилось в действительности?

Роман, как уже говорилось, достаточно коварен, и его композиция при случае может сыграть злую шутку. Экспозиция в нём растянута, а основные события начинаются только со второй главы. Но то, что стерпит бумага, на сцене получилось искажённым, чрезмерно вытянутым. Зрителю слишком долго объясняют, кто такой Евгений, и почему он, зритель, должен ему сочувствовать. Персонажи, перевернувшие однообразную жизнь заскучавшего бездельника – сёстры Ларины и Ленский – появляются лишь ближе к середине повествования – и тут уж сюжет несётся таким галопом, что хочется попросить придержать коней.

Также по мере подготовки к премьере часть дипломного спектакля была переосмыслена, добавлены новые реплики и монологи. И здесь сработал тот самый принцип, который в народе именуется «Не надо мне как лучше, оставьте мне, как хорошо». «Онегин» так и пестрит жанровыми «лоскутами» - начинаясь под минорные фольклорные мотивы, он то кидается в сторону рок-оперы, то вдруг превращается в пародию на рэп-баттл, то снова бросается в фольклор. Как известно, сочетать несочетаемое – это конёк нашего времени, который выглядит свежо и интересно. Но играет такой подход всеми красками, только если не видно «стыков». Из-за постоянных резких музыкальных переходов, из-за лишних придуманных реплик, которые разбивают монолитное стихотворное полотно, из-за чрезмерного обилия символов «стыки» становятся ещё заметнее и грубее. Возможно, в дальнейшем они отшлифуются, учитывая, что спектакль идёт на экспериментальной сцене. Однако всегда есть опасность при шлифовке увлечься и не заметить, как алмазы превращаются в пыль.