Кинолетописец Оренбуржья. К 95-летию Константина Урбановича

Константин Львович Урбанович, 1982 год, Куйбышев. © / Из личного архива Дмитрия Урбановича

Он ушел из жизни, не дожив до своего 85-летия всего немного, белорусский паренек Костя Урбанович, никогда и не думавший, что судьба и война навсегда «поселят» его в оренбургских степях, а сами оренбургские просторы будут жить в его кинолентах. Корреспондент «АиФ Оренбург» рассказывает, каким был Константин Львович Урбанович, почему до сих пор его вспоминают многие и многие оренбуржцы.

   
   

Степь, ставшая судьбой

Константин Львович Урбанович родился в Белоруссии, в городе Витебске. Отец Лев Иванович Урбанович, поручик царской армии, после революции - командир Красной Армии, затем бухгалтер. Репрессирован в 1937 году. Умер в заключении. Мать Елизавета Феликсовна была счетоводом.

В 1941 году семья была эвакуирована в Чкалов. В июне 1942 года был призван в армию и направлен облвоенкоматом в автошколу в качестве инструктора-преподавателя для подготовки спецконтингента для РККА, где и проработал до поступления на  Куйбышевскую студию кинохроники в 1948 году.

Кстати, Костя Урбанович увлекся фотографией еще в старших классах. Он даже руководил фотокружком в пионерском клубе. По воспоминаниям самого Константина Львовича, именно в то время - возможно, в тот момент, как он взял фотоаппарат в руки - он и решил стать документалистом, способным запечатлеть увиденное и рассказать о нем людям.

В Оренбургском корреспондентском пункте кинохроники Константин Урбанович стал помощником кинооператора Александра Сухова.

Стадион «Динамо», 1950-е годы. Фото: Из личного архива Дмитрия Урбановича

Встреча с Александром Яковлевичем во многом и определила дальнейшую дорогу молодого тогда еще оператора. Именно Сухов разглядел в нем будущие черты кинолетописца, как позже часто называли Константина Львовича его друзья, коллеги и ученики.

В 1962 году он закончил Всесоюзный Государственный кинематографический институт (ВГИК) и получил диплом кинооператора.

   
   

В 1963 году назначен начальником Оренбургского коррпункта. Был корреспондентом кинохроники по Оренбургской области до 1988 года, вплоть до ухода на пенсию.

Съемка в лаборатории. Фото: Из личного архива Дмитрия Урбановича

Вот как рассказывал сам Константин Урбанович о начале своей работы: «Я был один, и мне было тяжело. Сейчас вот, с высоты лет, смотрю - ныне так не смог бы. А тогда был молод. Брал, например, две камеры, кучу всякой киноаппаратуры, садился в поезд, ехал в Адамовский район снимать уборку на целине. Помощника не было. Приходилось искать множество точек, устанавливать камеры. Все держалось на голом энтузиазме. Я был фанатиком кино, работал по ночам, не за деньги, за интерес. Платили операторам тогда скромно. Но материалу на студию я всегда отправлял к сроку. С проводниками поездов. Отснятый утром сюжет, уже вечером иногда получали в Куйбышеве. Отсняв материал, я садился за текст для звуковой дорожка, Но система, действовавшая тогда, предполагала неограниченную власть режиссера. Его воля была - воспользоваться моими записями или же переписать на свой манер».

Константин Львович очень любил собак. Фото: Из личного архива Дмитрия Урбановича

На пульсе жизни

Все эти годы Урбанович освещал жизнь Оренбуржья в центральном киножурнале «Новости Дня», в киножурналах «Поволжье», «Современник», снял более 1000 сюжетов, почти три десятка документальных фильмов.

В трубовозе. Фото: Из личного архива Дмитрия Урбановича

О том, как снимались эти фильмы, Константин Львович рассказывал так: «Мы, хроникеры, были, как тогда говорили, на пульсе жизни. Например, в фильме «Есть на пути село большое» мы с режиссером осветили почин - поход за культуру села. Фильм был снят в Илеке. Зрители увидели редкие вещи - сельскую библиотеку, картинную галерею, литературные диспуты в клубах, дом отдыха. О генерале Пономареве мы сняли фильм «По зову партии». Ушедший на пенсию, этот человек решил отдать свои силы соотечественникам и возглавил совхоз. Массу сил, энергии я вложил  в картину «Кукурузовод Капралов». В одном из немецких сел Красногвардейского района хозяйственники добились небывалого урожая кукурузы - всадник, ехавший на лошади по полю, терялся в трехметровых стеблях. Все лето я вел наблюдение за этим селом, несколько раз туда приезжал. Съемкой руководил режиссер Дмитрий Дальский; известный по фильму «Линия Маннергейма». С талантливым режиссером В.А. Плотниковой сняли мы фильм «Клад Комиссара». Поисковый отряд известного у нас Глеба Десяткова обнаружил на чердаке краеведческого музея множество фотопластинок, негативов. Отряд привлек к делу ветеранов, пожилых людей, они садились вечерами, рассматривали фотографии, расшифровывая «клад» времен гражданской войны. Узнавали своих однополчан. Тема была очень интересной».

На комсомольском пленуме. Фото: Из личного архива Дмитрия Урбановича

Невозможно сосчитать, невозможно даже представить себе, о скольких людях рассказал в своих киноновеллах Константин Урбанович: хлеборобы, ветераны войны, простые работяги самых разнообразных профессий, металлурги, энергетики, ткачихи, художники, артисты, проводники и машинисты поездов, учителя и врачи, студенты вузов, мальчишки и девчонки...

Если бы можно было собрать вместе всех оренбуржцев, о которых рассказывал Константин Львович более чем в тысяче сюжетов киножурналов «Поволжье» и «Современник», кем восхищался и кому сострадал, кого славил и кому помог, то, наверное, понадобилась бы вся безбрежная оренбургская степь, поскольку никакая городская площадь не вместила бы такого огромного количества людей.

В парикмахерской. Фото: Из личного архива Дмитрия Урбановича

После ухода на пенсию Константин Львович работал в оренбургском «Облкиновидео»: приводил в порядок свой архив киносъемок по Оренбуржью. Иногда сетовал: «сердце пошаливает», но в больницу не торопился ложиться. В конце концов «скорая» увезла Урбановича с сердечным приступом, но из больницы он уже не вернулся.

На станции переливания крови. Фото: Из личного архива Дмитрия Урбановича

Раскаленный август 2006 года оказался для Константина Львовича роковым месяцем... Он ушел навсегда, оставив нам, его потомкам настоящее богатство – свой архив. Жаль только, что ни одна кинопленка великого оренбургского кинолетописца не оцифрована, но может быть еще не все потеряно?

В статье использованы материалы Виктора Дрындина, Бориса Кожина и Ольги Мяловой.