За последние годы в Оренбурге появилось несколько творческих групп, занимающихся кино. Молодой оренбургский видеограф, режиссер Иван Каратов за полгода выпустил два фильма. Иван рассказал, почему в провинции трудно снять кассовое кино.
На идеях далеко не уедешь
- Иван, в Оренбурге есть свое кино?
- Такого кино, какое показывают в кинотеатрах, в нашем городе, конечно, нет. Это связано с тем, что здесь нет никакого развития. Нет финансирования, нет людей - актеров, съемочной группы. Первый фильм снимали за мой счет. И команда тогда была поменьше. Для второго фильма создали большую группу из свободных видеографов и операторов. Работали «за так» - за развитие кино. Но вечно так продолжаться не может. Подавали заявки на гранты, но всюду получаем отказы. Мы обратились в министерство культуры области. Оттуда нас направили в «Облкиновидео». А вот там нам уже помогли: дали площадку для репетиции с актерами, организовали один бесплатный показ. Любая помощь очень важна. Денег нет, арендовать очень сложно.
Сейчас хотим снимать третий фильм. Его события будут проходить в годы Великой Отечественной войны. Сюжет вымышленный. Подали на грант. Надеемся, что получим небольшую поддержку, чтобы заплатить за работу команде и актерам. За бесплатно, боюсь, мы уже никого не наберем. К тому же, мы запланировали использовать 3D-графику, а на это нужны большие деньги. Также нужно и оборудование соответствующее.
Многие предлагают идеи к фильмам. Но на них далеко не уедешь. За одну идею никто не пойдет. Должны быть личные знакомые, с кем можно сотрудничать по тому же бартеру. Так мы делали второй фильм. Фильм-то окупился, но как? Мы договаривались, нам уступали, но мы много за это бесплатно снимали и фотографировали.
Мумиями не напугаешь
- А почему ваш продукт не окупает себя полностью?
- Во-первых, в нашем городе дорогой кинопрокат. А, во-вторых, люди не готовы ходить на оренбургское кино. Нет, даже не на оренбургское, а на интеллектуальное. Мы создаем основу умного кино, говорим о философии души, подсознании и непознаных чувствах. Зритель не должен спать на этих фильмах, а вместе проживать ситуации с героями. Но зрители не хотят думать: они же и так отдали деньги, а тут еще и потрудиться надо?! Но, думаю, что это направление у нас все-таки будет развиваться и со временем получит отклик публики. За границей подобные картины уже не новость, общество там к ним привыкло. Сегодня уже никого не испугаешь всякими мумиями, ужастиками, зрители к этому уже адаптировались.
- Кинотеатры идут на контакт?
- Чтобы арендовать зал, нужно заплатить. Нам ставят условия: 50 на 50, то есть мы должны отдать половину выручки. Но если на оренбургское кино никто не пойдет, какая может быть половина? Если там два человека в зале сидит, грубо говоря. Поэтому им с нами сотрудничать не выгодно. Им на это время лучше поставить «трансформеров», куда соберется большое количество народа.
- В связи с годом кино ожидаете поддержку от правительства?
- Мы на это надеемся, но пока ее нет. Но, может, это сказывается экономический кризис. А была бы хорошая поддержка, мы могли бы снять кассовое кино. Но нам нужна не только финансовая поддержка, мы нуждаемся в декорациях, соответствующем фоне, к примеру, на втором фильм нужна была автозаправка. Бывает, трудно договариваться о съемках на чьей-либо территории. Здесь бы нам не помешала поддержка властей. А так все это реально, просто есть определенные трудности. Но думаю, что они только на первых этапах работы, пока все начинается.
- Насколько наша область привлекательна для режиссеров, по-вашему? У нее богатая фактура?
- У нас немало снималось документальных фильмов, но все они в основном привязаны к Оренбургу. Но я из Кувандыкского района, выросший в живописных местах и занимающийся творчеством, мне красоты важны. Хочу создать картинку, красивые кадры, показать зрителям эти замечательные места. Я много времени искал их, заранее ездил на далекие расстояния.
Вместо «Ералаша»
- Иван, какие у вас дальнейшие творческие планы?
Сейчас попробуем сделать фильм, где война затронула каждый дом. Хотим, во-первых, снять, во-вторых, посмотреть, пойдет ли народ на такой фильм. Там заморочек уже таких, как в прежних фильм, нет. А затем мы планируем делать фильм о чувстве внушения. Очень интересная вещь должна получиться.
- Команда готова продолжать работать?
- Надеюсь, что будет движение. Но боимся, что все разбегутся. У всех ведь семьи, кредиты, ипотеки.
- А как вы оказались в кинематографе, будучи по профессии свадебным и рекламным видеографом? Сами собираетесь развиваться?
- Я закончил художественную школу, потом художественный техникум, потом институт. Вся жизнь проходила в творчестве. Потом мне дали в руки камеру. Мне это понравилось. Я стал заниматся коммерцией, рекламой… Но мешали ограничения, рамки. Многих это устраивает: главное, чтобы деньги платили. Для меня важно, чтобы мои идеи воплощались. А в кино я могу размышять, что-то изменять, сколько потребуется, пока не будет достигнут нужный результат.
Я скоро уезжаю в Москву учиться на режиссуре. Хочу обновить свои знания и приобрести новые. Эта работа меня окрыляет, вдохновляет. Думаю, что дальше будет еще лучше. Надеюсь на понимание всех, не только своей команды, но и зрителей...Часто люди что-то делают, до чего-то доходят, но отдачи не получают и разъезжаются. А ведь в Оренбурге нет ничего для развития кино. В Уфе несколько школ кино. Там и оборудование есть. Туда приглашают известных актеров, режиссеров, монтажеров. Там есть движение. А ведь у нас можно было бы школу открыть, и наши дети, к примеру, не в «Ералаше» участвовали, а делали свое кино. Это были бы новые рабочие места для операторов и режиссеров, возможность для всестороннего развития детей.
Как снимали кино
Интересно, что съемки фильмов «Семья» и «Второе дыхание» проходили в дальних уголках нашей области и порой в экстремальных условиях. «Семью» снимали зимой в окрестностях Кувандыка. Три зимних дня в пустом доме отдыха возле леса операторы вспоминают с содроганием. Уж больно холодно было, а ночью страшно, вокруг животина дикая ходит.
Во втором фильме потрясает позолоченный закатом громадный карьер (неподалеку от Медногорска). Два друга беседуют, сидя на обрыве. Чтобы снять эту картинку, оператору Ивану Кулешову пришлось работать с камерой на краю утеса, угрожавшего обрушиться. Парня обхватили веревкой, а ее конец привязали к автомобилю.
Нелегко пришлось одному из главных героев этого же фильма. По сценарию, его топили в озере. Снимали осенью. Водоём затянулся ледяной корочкой, и ее приходилось разламывать и разгонять в стороны. У актера Михаила Горящих дублера не было. Раз десять ему пришлось кубарем скатиться в озеро, сниматься в воде. Хотя он и был в гидрокостюме, все же было холодно. Ныряние до этого долго репетировали в бассейне.
Восхищение вызвали кадры из «Второго дыхания», где герои посреди леса находят старую оранжерею. Творческая группа нашла ее в районе села Татарская Каргала.
Справка
Иван КАРАТОВ родился в Кувандыке в 1985 году. Окончил педагогический колледж и пединститут в Оренбурге по специальности преподавателя изобразительного искусства.