Вечная музыка. В Оренбурге вновь встретились лучшие джазмены мира

Анатолий Кролл © / Полина Седова / АиФ Оренбург

Именем мэтра

Сегодня «Евразия» - один из самых престижных джаз-фестивалей не только в России, но и в Ближнем Зарубежье. А всё началось в три прекрасных октябрьских дня в 1996 году, когда незабвенный Юрий Сергеевич САУЛЬСКИЙ, композитор, общественный деятель, народный артист России, чьё имя носит сегодня фестиваль, высадил в оренбургском аэропорту первый джазовый десант: «МКС Биг-бэнд» Анатолия Кролла, группу «Вокал-бэнд» Валерия Константинова, ансамбль «Игорь Бриль и Новое поколение», квинтет Александра Осейчука «Зелёная волна», фьюжн-группу «Транс-Атлантик» Сергея Чепенко, юного клавишника и вокалиста Антона Севидова.

   
   

Тогда фестиваль задумывался как российский, но Игорь Бутман уже во вторую встречу на оренбургской земле пригласил своих заокеанских друзей и мы увидели потрясающую игру квартета «Звёзды Нью-Йорка». Оно и открыло двери на «Евразию» для джазменов буквально со всего мира.

Фотогалерея джаз-фестиваля "Евразия">>>

- Это была мечта Юрия Саульского - сделать Оренбург, который расположен на границе Европы и Азии, перекрестком музыкальных культур разных стран, но говорящих на одном языке, - языке джаза, - призналась Татьяна САУЛЬСКАЯ, художественный руководитель фестиваля. -  За все эти годы оренбургская сцена увидела лучшие биг-бэнды страны, ансамбли и солистов с мировыми именами, представивших весь спектр джазовых стилей и направлений.

Жанин Картер аплодировал весь зал Фото: АиФ Оренбург / Полина Седова

- Юрий Саульский всё сделал, чтобы народ нашей страны понял, что джаз - музыка не чуждая, это музыка современная, музыка вечная, джаз - это музыка будущего. Он смог это доказать даже руководителям страны того времени, - признал в приветственном слове на открытии фестиваля Виктор БАТЕЖЕНКО, первый заместитель министра культуры и внешних связей Оренбургской области по вопросам развития культуры. - Саульский добился того, чтобы российских джазовых музыкантов с радостью встречали за рубежом. Мы гордимся, что в Оренбурге фестиваль носит его имя, который отдал свою жизнь джазу.

Все краски джаза

В этом году в программе фестиваля - уже полюбившиеся музыканты и старые друзья по джазу, а также совсем молодые таланты, не познавшие ещё триумфа «Евразии». Стоит отметить, что и зрителей с каждым годом приходит всё больше. И на этот раз зал областной филармонии с трудом вместил всех желающих приобщиться к джазу - свободной музыке свободных людей.

   
   
Саксофон - один из ведущих музыкальных инструментов в джазе Фото: АиФ Оренбург / Полина Седова

Давний друг оренбургских любителей джаза Этери Бериашвили привезла на «Евразию» новый проект во главе с Александром Лосевым. Все краски этноджаза прозвучали в красивейших песнях на грузинском языке. Мастерство Этери можно было полностью услышать в композиции «Шаманы», где её чудесный вокал выступал, как один из музыкальных инструментов.

Фотогалерея джаз-фестиваля "Евразия" >>>

- Я давно не была в Оренбурге, - рассказала зрителям Этери БЕРИАШВИЛИ. - И рада, что смогла приехать сюда именно с таким проектом, который объединяет разные народы, страны и музыкальные направления.

Энергию джаза от классических направлений до самых смелых интерпретаций показал оренбургским зрителям Леонид Пташка - известный израильский джазовый пианист и композитор, хорошо известный на разных континентах. Со своим ансамблем он успел покорить любителей джаза во многих странах по обе стороны океана, а вот Оренбург, видимо, оставил напоследок. Став гостем фестиваля впервые, Леонид признал, что уже влюблён и в сам проект, и в оренбуржцев. Зрители, в свою очередь, смогли оценить Леонида и как замечательного композитора, и как великолепного виртуоза игры на фортепиано.

Классическое понимание джаза можно было со всей полнотою услышать от родоначальников этого стиля - американцев. Трубач из США Джейсон Палмер и российско-американский проект Алексея Подымкина помогли зрителям буквально перенестись на американское побережье.

"Академик-бэнд" вновь удивил публику своей молодой энергетикой и необычными аранжировками привычных мелодий Фото: АиФ Оренбург / Полина Седова

Во второй день фестиваля на сцене выступил муниципальный концертный биг-бэнд Костаная под управлением Александра Евсюкова. Все средства, собранные с продажи билетов на это мероприятие, пошли на помощь пострадавшим от наводнения в Хабаровском крае в начале осени.

За будущее джаза не страшно

Известный джазовый дирижёр, композитор, народный артист Российской Федерации Анатолий КРОЛЛ приехал на «Евразию» сразу после открытия фестиваля «Российские звёзды мирового джаза» в Москве. Его джазовый коллектив «Академик-бэнд», состоящий из студентов Российской академии музыки им. Гнесиных, вновь покорил оренбургского зрителя своей мощной молодой энергетикой, необычайными аранжировками и виртуозностью. Сам Анатолий Ошерович не любит, когда его джазовый оркестр называют учебным коллективом:

- Это хоть и молодые ребята, но процентов 80 из них уже стали лауреатами всероссийских и международных конкурсов. В числе лучших коллективов российского джаза нас называют не первый год. Вообще нам не стоит беспокоиться за будущее российского джаза, идёт накопление нового музыкального капитала.

Фотогалерея джаз-фестиваля "Евразия" >>>

Молодой ударник Александр КУЛЬКОВ, побывавший три года назад в Оренбурге с «Академик-бэндом» сейчас вновь посетил джазовый оренбургский фестиваль, но теперь уже как состоявшийся исполнитель. Парень играет в нескольких коллективах: ансамбле «Джаз на вырост», «Nikolay Moiseenko Project», иногда выступает с Кроллом в малом составе.

За будущее российского джаза можно не беспокоиться, уверяют метры. Фото: АиФ Оренбург / Полина Седова

«Его школа бесценна: он знает очень много музыки и даёт студентам её слушать. Видит в каждом задатки к тому или иному направлению. Мне он давал больше бигбэндовую основу, но поскольку я люблю музыку фьюжн, он мне подсказывал и в этом отношении».

Оренбургский фестиваль, по словам организаторов, привлекателен для многих исполнителей: во-первых, здесь собираются музыканты с единым пониманием того, как нужно популяризировать джаз, во-вторых, все артисты любят оренбургского зрителя.

«В Оренбурге сформировалось определённое расслоение среди публики: кому-то больше нравится авангардные современные группы, и эти зрители заводят весь зал, кому-то нравится академический традиционный джаз», - отметила Татьяна Саульская.

Все без исключения аплодировали Жанин Картер, с лёгкой руки критиков названную «чёрной жемчужиной Вашингтона». Сегодня она выступает на лучших мировых площадках, Белый Дом - не исключение. Несколько раз Жанин пела на официальных мероприятиях, приглашённая лично президентом США Бараком Обамой. Своими чувствами и эмоциями она щедро поделилась и с оренбуржцами, очаровав их звучанием голоса и обращением к публике на хорошем русском языке «Привет. Как дела?».

Фотогалерея джаз-фестиваля "Евразия" >>>

Словом, «Евразия - 2013» прошла в духе предыдущих успешных фестивалей, дав возможность оренбуржцам на закате осени ощутить тепло и проникновенность джаза - музыки без времени.