Вы никогда не задумывались о том, что смерть любимого актера, писателя, художника воспринимается как личное безутешное горе? И если после смерти близких людей с нами остаются фотографии, видео и воспоминания, то после смерти, например, актеров, с нами навсегда остаются фильмы и спектакли, впечатления, раз и навсегда нас поразившие.
Я, пожалуй, не смогу вспомнить, какой именно фильм с Александром Абдуловым я посмотрела первым, но точно помню первый фильм, впечатливший меня настолько, что до сих пор порой я по нему сверяю свои чувства. Да и выбор мой не оригинален, наверное у миллионов жителей СНГ - это фильм «Обыкновенное чудо». Я прекрасно понимаю, что это впечатление не только от игры Александра Гавриловича, тем более, что сравнивать актерскую игру совсем молодого Абдулова с монстрами Евгением Леоновым и Андреем Мироновым, цитатами которых мы до сих пор разговариваем, сложно. Скорее, это общее впечатление от фильма, от сказки, написанной Шварцем, от режиссуры Захарова, от песен Гладкова. Но как все юные девочки я мечтала тогда, чтобы мне тоже сказали фразу: «Дело в том, что я ужасно правдив, и если я вижу, что девушка милая, я прямо так ей об этом и говорю». Чистота и мужественность Медведя, которого воплотил на экране Александр Абдулов, никого не может оставить равнодушным.
Потом я увидела следующего «принца на белом коне» в исполнении Александра Гавриловича – это Иван Пухов из «Чародеев». И опять это всепоглощающая сказка о вечной любви и борьбе за любимую женщину! Причем здесь еще и с поразительно смешной экспрессией, с изумительной «истерикой» по поводу прохождения через стены или костюмчика, который «должен сидеть».
Есть избитое мнение о том, что женщины любят мерзавцев. Так вот, в исполнении Абдулова женщины всех возрастов влюблялись и в принцев и в таких вот мерзавцев, как, например, Никита из «Карнавала» или милиционер Игорь из фильма «Странные мужчины Семеновой Екатерины».
Вообще перечислить все фильмы с Александром Абдуловым, оставившие след в душе, невозможно, фильмография Александра Гавриловича насчитывает 100 работ.
Но больше всего я благодарна ему за три роли: Ненашев («Гений»), Коровьев («Мастер и Маргарита» Бортко) и Менахем-Мендл («Поминальная молитва»).
Выбор, надеюсь, для вас, уважаемые читатели, не странный. Все три роли, кроме, не побоюсь пафоса, гениальной игры Александра Абдулова, объединяет еще одно – неприкрытая тоска и тонкий сарказм.
Причем эта самая тоска читалась для меня и во многих других ролях Александра Гавриловича, тоска по красоте, по душевной чистоте, по таланту, по бездарному растрачиванию времени и сил.
В этом году ему исполнилось бы всего 60 лет. По современным меркам, человек средних лет, который много чего успел бы сделать. Говорят, что Бог забирает лучших. Нет с нами Евгения Евстигнеева, Евгения Леонова, Андрея Миронова, через полтора года после смерти Абдулова ушел из жизни Олег Янковский, нет еще многих других, но с нами остаются их фильмы.
Ныне уже тоже ушедший от нас Стив Джобс когда-то сказал замечательную фразу: «Никто не хочет умирать. Даже люди, которые хотят попасть на небеса, не хотят умирать. И всё равно, смерть - пункт назначения для всех нас. Никто никогда не смог избежать её. Так и должно быть, потому что смерть, наверное, самое лучшее изобретение жизни».
Так давайте же думать об умерших светло и радостно, часто вспоминать их, вновь и вновь пересматривать фильмы с любимыми великими актерами.
Смотрите также:
- «Когда проходили «Онегина», я прыгал с крыш в сугроб». Оренбуржцы о романе →
- Превозмогая боль. Как автомобилестроение стало лекарством от хандры →
- «Ребятишки, война!». 22 июня 1941 года в воспоминаниях очевидца →