В Оренбургском театре музыкальной комедии премьера – «Инкогнито из Петербурга»

АиФ. Фото автора.

 История о похождениях Хлестакова уже шла в театре под названием «Шальная масть». В новой версии, в основе которой пьеса и стихи Олега Ернева, музыка Виктора Плешака и хрестоматийный сюжет, чиновники все так же пугливы, а заезжие аферисты легки на выдумку. Все по-прежнему, за тем исключением, что в мюзикле в прологе и эпилоге появляется новый персонаж – сам Николай Васильевич. Размышляя о сути русской действительности, судьбе страны, он стремится раскрыть всю истину зрителю, не оставляя возможности самим искать ответы на вечные вопросы.

   
   

Если в начале спектакля постановщики еще обозначили - произведение все-таки Гоголя, то дальше - спектакль «по мотивам». Перед зрителями проходят персонажи «Ночи перед рождеством», «Носа» и «Шинели». Постепенно Гоголь превращается в городничего и звучит классическое «Я пригласил вас, господа, с тем…». Один за одним из-за кулис и зала появляются персонажи – гротесковые, в белых масках.

За сценографией «Инкогнито» наблюдаешь ничуть не меньше, чем за приключениями героев. Художник Светлана Ныч будто «оживила» старую книгу, смахнув пыль прямо в зрительный зал. Давненько в этот мудрый фолиант никто не заглядывал, истосковались персонажи по активной деятельности, вот и резвятся. Танцуют черно-белые крестьяне, в графичных интерьерах живут все обитатели города N. Книга эта попала в руки читателя явно с фантазией, так, наверное, и появись кое-где краски.

Но как бы ни выглядели персонажи, какого цвета и формы не были бы, главное, все же мысли, которые заложены в первоисточнике.

Мюзикл не обошла стороной некоторая прямолинейность. Если у Гоголя присутствовала недосказанность, вопросы оставались без прямых ответов  – «над кем смеетесь», например, то в театре вариантов для размышлений не остается. Перед зрительным залом выставляют огромное зеркало. В любом другом театре этот прием воспринимался бы как отрезвляющий душ – повод задуматься, остановиться, перестать смяться. Но благодаря специфике жанра, здесь отражение зала выглядит не так уж устрашающе.

На фоне картины жизни проворовавшихся чиновников, их повседневных дел ярко проходит любовная линия истории. Она появляется вместе с "ревизором" и с ним же, собственно, исчезает. "Без женщин жить нельзя на свете, нет" – так и хочется сказать после того, как посмотришь на все похождения Хлестакова и его слуги.

   
   

…А еще жить нельзя без денег и постоянных приключений. И в этом мире воров да жуликов прожить по-другому, кажется, нельзя…

Несмотря на то, что зрелище все же комедийного характера, режиссер не допускает упрощения образов до клоунских масок. Он предлагает зрителям интересную игру – последить за героями, вспомнить, что за каждой маской скрываются персонажи, которые есть во все времена. А в конце все же посмотреть в зеркало - нет ли на вас самих подобной масочки? И порадуйтесь, если таковой не увидите.

Вы можете посмотреть на фоторепортаж с премьеры в нашей фотогалерее.